Navigation bar
  Print document Start Previous page
 183 of 599 
Next page End  

2) образование схемы фигуративной представления - визуально - репрезентируемой ментальной
конструкции;
3) натурализацию - оперирование в сознании обыденном элементами схемы фигуративной как
автономными объективными сущностями. В рамках концепции представлений социальных сложились
такие направления анализа социальных представлений:
1) на уровне индивидуальной картины мира - представление социальное рассматривается как
феномен, разрешающий напряженность между привычным и новым содержанием, адаптирующий
последнее к уже имеющимся системам представлений с помощью так называемых моделей закрепления
и превращающий необычное в банальность;
2) на уровне группы малой представление социальное выступает в концепции представлений
социальных как феномен рефлексивной активности во взаимодействии внутригрупповом; показано
существование иерархической системы представлений об элементах ситуации взаимодействия, а также
эффекта сверхсоответствия Я, выражаемого в конструировании субъектом представления о себе как о
человеке, более соответственном требованиям ситуации, чем другие люди;
3) в плане отношений межгрупповых,, исходя из посылок, близких положениям теории
категоризации социальной (Г. Теджфел), представление социальное понимается как элемент отношений
рефлексивных между группами, детерминированный общесоциальными факторами или
частноситуативными особенностями взаимодействия; важный теоретический итог - вывод о
неабсолютном характере феномена дискриминации межгрупповой и об его зависимости от факторов
социальных;
4) на уровне групп социальных больших создан подход к изучению элементов сознания
обыденного; изучены системы представлений о психоанализе, о городе, о женщине и детстве, о
человеческом теле, о здоровье и болезни, и пр. Выводы концепции представлений социальных об
особенностях современного сознания массового (например, о растущей индивидуализации личности; об
униформизации и стандартизации жизни; об отсутствии истинного равноправия полов; о фетишизации
престижности) имеют и социально - психологическое, и мировоззренческое значение. Имеющиеся в
этой концепции методологические противоречия связаны с ее двойной ориентацией - на французскую
социологическую традицию и на когнитивистскую доктрину психологии социальной. В целом
концепции представлений социальных - один из немногих в мировой науке прецедентов обращения к
феноменологии сознания обыденного. Собранный ею ценный эмпирический материал представляет
значительный интерес.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММНО - РОЛЕВАЯ (программно ролевая концепция научного
коллектива) - применительно коллектива научного - теория коллективной деятельности научной,
рассматриваемой в трех взаимосвязанных аспектах: предметно - логическом, научно - социальном и
личностно - психологическом. Единицей анализа научной деятельности выступает программа
исследовательская (-> коллектив научный: программа исследовательская), отражающая запросы логики
развития науки и реализуемая путем распределения научных функций (ролей) между членами
коллектива исследовательского. Эта программа, будучи основанием консолидации коллектива
научного, обусловливает появление широкого круга специфических социально - психологических
феноменов коллективной научной деятельности, среди коих выделяются отношения межличностные и
предметно - рефлексивные, восприятие социальное, мотивация коллективная, конфликт продуктивный,
стиль руководства научным коллективом и адаптация его сотрудников, круг оппонентный, и пр. В ходе
коллективной разработки программы возникает дифференциация научно - социальных ролей, среди
коих особенно важны «генератор идей», «эрудит» и «критик». Обусловливая социально -
психологические процессы в коллективе научном, программа исследовательская испытывает обратное
влияние этих процессов, что сказывается на специфике ее развития и производстве нового знания.
КОНЦЕПЦИЯ РЕЧИ ВНУТРЕННЕЙ
- теоретическая модель генезиса речи внутренней из так
называемой речи эгоцентрической, являющей собой разговор ребенка с самим собой вслух во время
игры и других занятий. По мере постепенного обеззвучивания и синтактического редуцирования эта
речь становится все более сокращенной, идиоматической и предикативной; доминирующими
становятся глагольные формы. При достижении возраста школьного речь эгоцентрическая окончательно
преобразуется в речь внутреннюю. По П. П. Блонскому - теоретическая модель генезиса речи
Hosted by uCoz