Navigation bar
  Print document Start Previous page
 188 of 599 
Next page End  

новых элементов; при этом учащихся поощряют к формулированию множества вопросов. Вопрос о
креативности как самостоятельном, независимом от интеллекта свойстве пока остается нерешенным. Не
найдены и надежные способы ее измерения.
КРИЗИС
- в психологии - состояние душевного расстройства, вызванное длительной
неудовлетворенностью собой и взаимоотношениями с внешним миром (=> кризис возрастной).
КРИЗИС ВОЗРАСТНОЙ
- особые, относительно непродолжительные (до года) периоды
онтогенеза, характерные резкими психологическими изменениями. В отличие от кризисов
невротического или травматического характера, относятся к нормативным процессам, необходимым для
нормального, поступательного хода личностного развития. Могут возникать при переходе человека от
одной возрастной ступени к другой, связаны с системными качественными преобразованиями в сфере
его отношений социальных, деятельности и сознания. Форма, длительность и острота протекания
кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуально - типологических особенностей
ребенка, социальных и микросоциальных условий, особенностей воспитания в семье, от педагогической
системы в целом. Для периодов кризисов возрастных в детстве характерны процессы перехода к новому
типу взаимоотношений детей со взрослыми, при коем учитываются новые, возросшие возможности
ребенка, изменение «социальной ситуации развития», смена деятельности, перестройка всей структуры
сознания ребенка. Процессы перехода детей на новую возрастную ступень связаны с разрешением
нередко весьма острых противоречий между ранее сложившимися у них формами взаимоотношений с
окружающими - и своими возросшими физическими и психологическими возможностями и
притязаниями. Значительно менее изучены кризисы возрастные зрелых периодов жизни и старости.
Известно, что такие поворотные пункты возникают заметно реже, чем в детстве, и обычно протекают
более скрыто, без выраженных изменений в поведении. Происходящие в это время процессы
перестройки смысловых структур сознания и реориентации на новые жизненные задачи, ведущие к
смене характера деятельности и взаимоотношений, оказывают глубокое влияние на дальнейший ход
развития личности.
КРИТЕРИЙ
- мерило; признак, на базе коего производится оценка, определение или
классификация чего - либо.
КРИТЕРИЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ
- показатели, сочетающие в себе методы расчета,
теоретическую модель распределения и правила принятия решения о правдоподобности нулевой или
одной из альтернативных гипотез. Обычно делятся на параметрические, в коих предполагается
обязательным наличие гипотезы о форме распределения результатов в генеральной совокупности, и
непараметрические, кои критерии такого предположения не требуют. Критерии статистические
применяются для проверки гипотез:
1) о принадлежности выборки генеральной совокупности;
2) о достоверности (или отсутствии) различий между выборочными средними арифметическими,
дисперсиями (-> анализ дисперсионный);
3) о связи между изучаемыми признаками;
4) о достоверности влияния (-> валидность). Как теоретические модели чаще других
применяются распределения Стьюдента и F - критерий Фишера, основанные на так называемом
распределении нормальном. Критерий Стьюдента применяется в основном для статистического
сравнения средних арифметических выборок небольшого размера: проверяются гипотезы связи,
различий нормальности распределения. F – критерий позволяет оценить отношение двух дисперсий
(например, межгрупповой к внутригрупповой) в экспериментальных задачах. Чем больше получаемое
при этом F - отношение, тем больше вероятность достоверного влияния экспериментальных факторов.
Из непараметрических критериев широко применяются критерии Колмогорова - Смирнова, Уилкоксона,
критерий знаков и пр. Они применяются для быстрой оценки достоверности различий в группах
контрольной и экспериментальной. Корреляции ранговые, согласно Спирмену и Кендаллу,
применяются для оценки связи между изучаемыми признаками, представленными в порядковой шкале.
Но критерии непараметрические менее чувствительны к различиям, чем параметрические. Поэтому там,
где возможно, целесообразно использовать критерии параметрические.
Hosted by uCoz