требует пояснений. Оно не совпадает с традиционной трактовкой - в широком смысле. Суженное
понятие позволяет вычленить очень важный аспект человеческого бытия, связанный с общественным
характером его жизни. Человек как общественное существо обретает новые качества, кои отсутствуют,
если его рассматривать как существо изолированное, несоциальное. И каждая личность с определенного
времени начинает вносить определенный вклад в жизнь общества и отдельных людей. Вот почему
рядом с понятиями личности и личностного появляется понятие общественно значимого. Хотя это
значимое может быть и общественно неприемлемым: преступление - столь же личностный акт, как и
подвиг. Для психологической конкретизации понятия личности нужно ответить хотя бы на вопросы о
том, в чем состоит новообразование, называемое личностью, как происходит формирование личности,
как представляется с позиции самого субъекта рост и функционирование его личности. Критерии
сформировавшейся личности таковы:
1) наличие в мотивах иерархии в определенном смысле - как способности преодолевать
собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого - способности к поведению
опосредованному. При этом предполагается, что мотивы, благодаря коим преодолеваются
непосредственные побуждения, социальны по происхождению и смыслу (просто опосредованное
поведение может иметь в основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную
нравственность»: субъект может не отдавать себе отчета в том, что именно заставляет его поступать
определенным образом» однако действовать вполне нравственно);
2) способность к сознательному руководству собственным поведением; это руководство ведется
на основе осознанных мотивов-целей и принципов (в отличие от первого критерия, здесь
предполагается именно сознательное соподчинение мотивов - сознательное опосредование поведения,
что предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности). В дидактическом плане все
свойства, отношения и действия личности можно условно объединить в четыре тесно связанные
функциональные подструктуры, каждая из коих - сложное образование, выполняющее определенную
роль в жизнедеятельности:
1) система регуляции;
2) система стимуляции;
3) система стабилизации;
4) система индикации. В ходе общественного развития человека системы регуляции и
стимуляции постоянно взаимодействуют, и на их основе возникают все более сложные психические
свойства, отношения и действия, направляющие личность на решение жизненных задач. Единство
личности на всем жизненном пути обеспечивается памятью-преемственностью целей, поступков,
отношений, притязаний, убеждений, идеалов и пр. Западная психология рассматривает личность как
«целиком психическое существо». В психологии хормической и в психоанализе личность трактовалась
как ансамбль иррациональных бессознательных влечений. Весьма продуктивные в плане конкретных
методических решений концепции К. Левина, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса также обнаруживают
определенную ограниченность. Но в области психотерапии личности, тренинга общения и прочего
успехи западной эмпирической психологии весьма заметны. В отечественной психологии личность
рассматривается в единстве (но не тождестве) и чувственной сущности ее носителя - индивида и
условий среды социальной. Природные свойства и особенности индивида выступают в личности как ее
социально обусловленные элементы. Личность - опосредующее звено, через которое внешнее
воздействие связано со своим эффектом в психике индивида. Появление личности «аде системного
качества обусловлено тем, что индивид в деятельности совместной с другими индивидами изменяет
мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь личностью. Личность
характеризуется:
1) активностью - стремлением субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу
деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний;
2) направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов, убеждений,
идеалов, вкусов и прочего, в чем проявляют себя потребности человека;
3) глубинными смысловыми структурами (системами смысловыми динамическими, согласно Л.
С. Выготскому), обусловливающими ее сознание и поведение; они относительно устойчивы к
|