Navigation bar
  Print document Start Previous page
 196 of 599 
Next page End  

исходящая в основном из теории черт личности, представлена опросниками личностными, шкалами
восприятия межличностного, приемами оценки развития интеллектуальных качеств необучаемости
индивида, совокупностью ряда приемов оценки психофизиологических параметров индивида.
Определенное единство субъектных и объектных исследовательских ориентации достигается в рамках
деятельностной трактовки личности, исходящей из взаимосвязи стабильного и динамического в
сознании и деятельности:
1) генетические методы изучения формирующейся личности (-> метод психогенетический);
2) методы исследования установок и диспозиций личности, активности надситуативной, уровня
притязаний и пр. В отечественной психологии показано, что данные, полученные при исследовании
личности как индивидуальности, нельзя непосредственно перенести на характеристики личности как
субъекта отношений межличностных: индивидуально-типическое выступает существенно по-разному в
зависимости от уровня развития той общности, в коей интегрирована личность. Во втором аспекте, в
связи с этим, применяются социально-психологические методы исследования личности в группах:
социометрия, референтометрия, приемы изучения поведения ролевого и пр. В третьем аспекте
построения и использования методов исследования личность выступает как внутри, так и за пределами
межиндивидуального взаимодействия (идеальная продолженность субъекта в других людях -
персонализация) и пр. В рамках этой ориентации складывается особый принцип исследования
личности: метод субъектности отраженной >- анализ личности индивида через его представленность в
жизнедеятельности других людей, в их мотивациях и пр. В психоанализе наряду с традиционными
применяются собственные методы, основные из коих: метод ассоциативный, метод анализа снов, метод
анализа ошибок, методы социометрические, методы психоисторические.
ЛИЧНОСТЬ: ИССЛЕДОВАНИЕ: МЕТОД СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЙ (СМИЛ -
стандартизованный метод исследования личности) - создан на базе опросника личностного
многофазного миннесотского с учетом ориентации на исследование психической нормы. Включает как
полный, так и сокращенный варианты; в сравнении с опросником, изменены как содержание, так и
названия базисных шкал, носивших прежде клинический характер:
1) сверхконтроль;
2) пессимистичность;
3) лабильность эмоциональная;
4) импульсивность;
6) ригидность;
7) тревожность;
8) оригинальность;
9) оптимистичность.
Тем самым получена возможность не только выявления индивидуальных свойств личности в
норме и патологии, но и фиксации той области чрезмерно выраженных черт характера, находящихся на
грани нормального и психопатического развития, - акцентуаций характера (-> характер: акцентуация).
Широко распространенный в различных сферах исследований психологических, метод с высокой
достоверностью выявляет индивидуально-личностные особенности, тип реагирования на стресс,
направленность и побудительную силу мотивации, механизмы защитные и компенсаторные, и целый
ряд других свойств личности. Математическая база формальных показателей методики способствует ее
успешному применению в сфере психодиагностики компьютерной.
ЛИЧНОСТЬ: НАПРАВЛЕННОСТЬ
- ее интегральное и генерализованное свойство.
Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, относительно
независимых от текущих ситуаций. Характеризуется интересами, склонностями, убеждениями и
идеалами личности, отражающими ее мировоззрение. Выражается в гармоничности и
непротиворечивости знаний, отношений и господствующих мотивов поведения и действий личности.
Проявляется в мировоззрении, духовных потребностях и практических действиях.
В структуре направленности большая роль принадлежит идейной убежденности, отражающей не
только знание действительности, и признание их правильными (неправильными) и субъективно
важными (никчемными) для деятельности. Идейная убежденность - это синтез знаний, а также
интеллектуальных, эмоциональных и волевых проявлений личности, основа единства идеи и действия.
Hosted by uCoz