достигающих силы страсти. Слитность сексуальной потребности индивида, обеспечивающей в
конечном счете продолжение рода, и любви как высшего чувства, дающего оптимальные возможности
личности быть продолженной, идеально представленной в другом значимом, практически не позволяет
в рефлексии отделить одно от другого. Это обстоятельство послужило одной из причин того, что разные
философские и психологические направления допускали неправомерную абсолютизацию либо
биологического начала в любви, сводя ее к половому инстинкту (любовь как секс); либо, отрицая и
принижая физиологическую сторону любви, трактовали ее как чисто духовное чувство (любовь
платоническая). Хотя физиологические потребности - предпосылка появления и поддержания чувства
любви, но в связи с тем, что в личности человека биологическое снимается и выступает в
превращенном виде, как социальное, любовь в своих интимных психологических характеристиках -
общественно-исторически обусловленное чувство, своеобразно отражающее социальные отношения и
особенности культуры, выступающее как нравственная основа отношений в институте брака.
Исследования онтогенеза и функций любви показывают, что она играет большую роль в
формировании личности и в становлении Я-концепции. Установлено, что фрустрация потребности в
любви приводит к ухудшению соматического и психического состояния. Имеется тесная связь
индивидуального чувства любви с традициями и нормами общества и с особенностями семейного
воспитания: обе эти группы переменных являются источником принятых субъектом способов
интерпретации своего состояния. В психологии предпринималось много попыток исследования
внутренней структуры любви в целом и связи отдельных ее компонент с различными характеристиками
личности. Самый важный из полученных результатов - установление связи между способностью к
любви и отношением субъекта к самому себе. Этот факт и ряд других аналогичных, а также роль любви в
создании семьи делают проблематику любви исключительно важной для психотерапии и
консультирования психологического, для воспитания и самовоспитания личности.
Согласно З. Фрейду, ядром любви является половая любовь, имеющая целью половое
соединение. Но от этого понятия неотделимо все, причастное слову любовь: себялюбие, любовь к
родителям и детям, дружба, человеколюбие, преданность конкретным предметам и абстрактным идеям.
Любовь ведет происхождение из способности Я удовлетворять часть своих влечений автоэротически,
испытывая наслаждение от функции органов. Первоначально она нарциссична, затем переходит на
объекты, кои сливаются с расширенным Я. Она тесно соединяется с проявлением позднейших
сексуальных влечений и, когда их синтез закончен, совпадает с сексуальным стремлением в его полном
объеме.
Согласно Э. Фромму, любовь - это установка, ориентация характера, задающая отношение
человека к миру вообще, а также форма проявления чувства заботы, ответственности, уважения и
понимания к другим людям, желание и способность зрелого созидательного характера - к активной
заинтересованности в жизни и развитии объекта любви. Половое влечение - лишь форма проявления
потребности в любви и соединении. Любовь - искусство, требующее разнообразных знаний и умений, в
том числе - дисциплины, сосредоточенности, терпения, заинтересованности, активности и веры. В
современном обществе любовные отношения следуют законам рынка и реализуются в многочисленных
формах псевдолюбви (-> псевдолюбовь: форма нормальная).
ЛЮБОВЬ: РАЗНОВИДНОСТЬ
- согласно Э. Фромму - зависимые от объекта разнообразные
проявления любви (=> любовь; псевдолюбовь: форма):
1) любовь братская («любовь между равными») фундаментальный тип, составляющий основу
всех видов любви;
2) любовь материнская («любовь к беспомощному существу»);
3) любовь эротическая;
4) любовь к себе;
5) любовь к Богу.
ЛЮБОВЬ: УСЛОВИЕ
- согласно З. Фрейду - составляющие мужского типа выбора
сексуального объекта любовной жизни, характерное такими признаками:
1) условие «пострадавшего третьего»;
2) условие «любви к проститутке»;
|