от потрясших их, но забытых сцен из жизни. Лечение старается заставить больных вспомнить эти
переживания в гипнозе и воспроизвести их; при этом происходит катарсис. Из этого же положения
вытекает часть теории - о том, что эти симптомы соответствуют ненормальной связи определенного
количества неразрешенной энергии возбуждения (-> конверсия).
Согласно З. Фрейду, метод катартический - предварительная ступень психоанализа, основной
метод. Фрейд связывал катарсис с тем, что клиент заново переживает травматические события детства и
может отреагировать те чувства, что были подавлены. Понимание причин болезненных проявлений и
установление клиентом их связи с настоящим временем возможны благодаря тому, что психоаналитик,
интерпретируя символы Сновидений и фантазий, спонтанные высказывания, выявляя «точки
сопротивления», дает соответственные объяснения. В отреагировании значительная роль принадлежит
переносу на терапевта чувств, кои не могли бы проявиться в отношении их истинных объектов.
МЕТОД КОМПЛЕКСНЫЙ
- применяется как организационный. Здесь используется другое
основание для выделения метода: так, методы сравнительный или лонгитюдный могут быть или не
быть комплексными. Имеется в виду, что исследование может проводиться или в рамках одной науки,
или же как комплексное междисциплинарное исследование. .
МЕТОД КОНТРОБУСЛОВЛИВАНИЯ -> подход поведенческий.
МЕТОД ЛОНГИТЮДНЫЙ (метод длинника) - относится к методам организационным.
Предполагает работу с одной и той же группой людей - или с одним человеком, - регулярно и
достаточно часто обследуя их на протяжении длительного времени - отслеживается развитие,
производится «продольный срез».
Хотя этот метод иногда противоставится методу сравнительному, это не вполне корректно:
сравнение используется в обоих методах, но в одном случае сравниваются данные о разных объектах, а
в другом - об одном объекте на протяжении его развития. Но противоставление методу срезов вполне
правомерно. Каждый имеет свои преимущества: если метод срезов позволяет охватить исследованием
больше людей, то метод лонгитюдный более «утончен» и позволяет зафиксировать оттенки
индивидуального развития, неуловимые для метода срезов. Практически эти методы выступают как
взаимно дополнительные.
МЕТОД ЛУРИИ
- ряд нейропсихологических методов, разработанных А.Р. Лурией, служащих
для диагностики поражений локальных мозга головного по сопутствующим нарушениям психическим.
Представляют собой набор тестовых испытаний различных процессов познавательных, действий
произвольных и особенностей личности. По анализу истории болезни и предварительной беседе с
больным строится предварительное предположение о возможной локализации очага поражения. Затем
производится собственно исследование нейропсихологическое, в коем анализируется качество
сохранных и нарушенных процессов психических. При этом диагностируется состояние отдельных
анализаторов (зрительного, слухового, кожно-кинестетического, двигательного) и уровень
опосредования процессов психических с помощью системы речевой. Па базе полученных данных
выводится заключение о локализации очага поражения в коре больших полушарий или в подкорковых
структурах мозга головного.
МЕТОД МИОГРАММЫ
- метод регистрации активности биоэлектрической мышц тела для
оценки интенсивности, локализации и временных параметров мышечного движения - например, для
регистрации скрытых реакций двигательных.
МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ ВКЛЮЧЕННОГО
- метод исследования социально-
психологических процессов в группах малых, причем в этих процессах участвует сам экспериментатор,
сразу наблюдая как бы изнутри и снаружи.
МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОГО - стратегия исследования для фиксации заданных
характеристик некоего процесса без вмешательство в его течение. Может ориентироваться на
регистрацию актов поведенческих и процессов физиологических. Как правило, выступает
предварительным этапом перед планированием и проведением исследования экспериментального.
МЕТОД ОБЪЕКТИВНЫЙ
- стратегия анализа психического содержания, максимально
ориентированная на другого субъекта (а не самого себя, как в интроспекционизме) и на использование
верифицируемых гипотез. Относится к методам организационным. В традициях науки считается
основным. Предполагает обращение к тем аспектом, что можно зафиксировать средствами «стороннего»
|