специальных бланков и допускают достаточно гибкое поведение диагноста. Недостаток -
субъективность, проявляемая в самом выборе вопросов и в интерпретации ответов на них. К тому их
трудно стандартизовать и, значит, добиться высокой надежности и сравнимости результатов (=> опрос;
опросник).
МЕТОДИКА ПЕТЕРСОНОВ
- процедура для определения влияния времени хранения
информации на продолжительность и качество запоминания - при отсутствии возможности
повторения. Заключается в том, что после предъявления испытуемому материала, подлежащего
запоминанию, ему предлагается в течение некоего времени решать дополнительную задачу, что
препятствует повторению запомненного материала.
МЕТОДИКА ПРОДУКТИВНАЯ - методики, использующие некий вид собственной творческой
продукции испытуемого - вербальной, образной, материальной, - спонтанно созданной или же
воспроизведенной по инструкции.
МЕТОДИКА ПРОЕКТИВНАЯ
- обладают значительными возможностями в исследовании
индивидуальности личности; позволяют, опосредованно моделируя некие жизненные ситуации и
отношения, исследовать личностные образования, выступающие прямо или в виде различных
установок, такие как «значащие переживания», «смыслы личностные» и другие, в коих тоже проявляется
пристрастность личностного отражения психического. Эти методики ставят целью именно выявления
личностных особенностей отражения, кои не всегда «объективны», но, как правило, личностно
значимы. Они бывают бланковыми, опросными и рисуночными (-> методика бланковая; методика
опросная; методика рисуночная; => метод проективный; тест проективный).
Различаются такие группы методик проективных:
1) методики структурирования: тест пятен Роршаха, тест облаков, тест проекции трехмерной (=>
тест конститутивный);
2) методики конструирования: MAPS, тест мира и его различные модификации (=> тест
конструктивный);
3) методики интерпретации: тест апперцептивный тематический (ТАТ), тест фрустрации
Розенцвейга, тест Сонди (=> тест интерпретативный);
4) методики дополнения: предложения неоконченные, рассказы неоконченные, тест
ассоциативный Юнга (=> тест аддитивный);
5) методики катарсиса: психодрама, игра проективная (=> тест катартический);
6) методики изучения экспрессии: анализ почерка, анализ особенностей общения речевого,
методика миокинетическая Мира-и-Лопеса (=> тест экспрессивный);
7) методики изучения продуктов творчества: тест рисунка фигуры человека (варианты Гаденау и
Маховер), тест рисунка дерева Коха, тест рисунка дома, рисунок пальцем и пр.;
8) методики изучения импрессии: тест Люшера (=> тест импрессивный).
Названные методики объединяются способностью отражать как на экране самые существенные
аспекты личности в их взаимной зависимости и целостности функционирования. Они также
отличаются общностью построения и сходством в стратегии проведения эксперимента проективного - в
поведении исследователя, подборе стимулов и постановке диагностических задач.
Методики проективные отличаются такими признаками:
1) неопределенность материала стимульного или инструкции к заданию, отчего испытуемому
дается относительная свобода выбора ответа или тактики поведения;
2) деятельность испытуемого идет в атмосфере доброжелательности и при отсутствии видимого
оценивания от экспериментатора, к тому же испытуемый обычно не знает, что в его ответах значимо
для диагноза; все это приводит к максимальной проекции личности;
3) измеряется не та или иная психическая функция, а своего рода модус личности - ее способы и
особенности проявления - во взаимоотношениях с окружением социальным.
Формальные характеристики проективных приемов обусловливают особую стратегию
исследования. Первоочередно это касается поведения экспериментатора и испытуемого:
экспериментатор должен быть не нейтральным регистратором ответов испытуемого, а его
доброжелательным и понимающим партнером; испытуемый же в такой обстановке переживает
|