Navigation bar
  Print document Start Previous page
 250 of 599 
Next page End  

НАУКА: ПОДХОД ЭМПИРИЧЕСКИЙ
- лег в основу экспериментирования. Делает главный
упор на опыт и тем самым радикально отличается от подхода рационалистического. Это, конечно, не
означает пренебрежение логикой, рассудительностью и просто здравым смыслом. Однако
предположения, появившиеся подобным путем, рассматриваются как гипотезы, подлежащие проверке
путем экспериментов или контролируемых наблюдений, в результате коих получают новые данные.
Если они согласуются с уже известными, то постепенно создается все более четкая теория, позволяющая
из объяснить. Если же эти данные противоречат выдвинутой гипотезе, то она подлежит изменению или
даже отбрасыванию.
Именно в сочетании теоретических построений и проверки их соответствия действительности
заключается метод научный.
НАУКА: ПРЕДМЕТ
- та сторона или стороны, какими объект науки (-> наука: объект) в ней
представлен. Если объект существует независимо от науки, то предмет формируется вместе с ней и
закрепляется в ее понятийной системе. Предмет не фиксирует всех сторон объекта, хотя может при этом
включать то, что в объекте отсутствует, В определенном смысле развитие науки есть развитие ее
предмета.
НАУКА ГУМАНИТАРНАЯ
- ее объектом выступает человек - человеческое общество и
мышление. Науки гуманитарные подразделяются на науки социальные и науки философские.
НАУКА ЕСТЕСТВЕННАЯ - ее объектом выступает природа, органическая и неорганическая.
НАУКА ПРИКЛАДНАЯ
- прикладными считаются науки, ориентированные на практическое
применение знаний, полученных в науках фундаментальных; они служат непосредственно нуждам
общества.
НАУКА ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ (наука чистая) - фундаментальными считаются науки,
познающие мир безотносительно возможности практического использования получаемых знаний.
НАУЧЕНИЕ
- процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Это понятие
возникло в зоопсихологии. Научение отличается от учения как приобретения опыта в деятельности,
направляемой познавательными мотивами, или мотивами и целями. Путем научения может
приобретаться любой опыт - знания, умения, навыки (у человека) и новые формы поведения (у
животных).
Как всякое приобретение опыта, научение включает в себя протекающие неосознаваемо уяснение
содержания материала и его закрепление (запоминание непроизвольное). У животных научение (->
животное: научение)
- основная форма приобретения опыта. Направленное учение у животных
существует лишь в зачаточной форме (обследование новой ситуации, подражание).
Способностью к научению обладают в основном виды, далеко продвинувшиеся в эволюционном
развитии. Если поведение инстинктивное эффективно в обычной для животного среде и обычных
обстоятельствах, то справляться с новыми ситуациями и непривычной обстановкой, формировать
новые поведенческие акты могут, в сущности, лишь особи тех видов, у коих преобладает способность к
научению и выработке навыков.
Начатки возможности научения обнаруживаются уже у дождевых червей. В средней степени оно
проявляется у рыб, амфибий, рептилий. Эта способность развивается по мере продвижения по
эволюционной лестнице, и у самых продвинутых форм (шимпанзе и человека) почти нет таких форм
поведения, что позволяли бы с момента рождения без тренировки адекватно приспосабливаться к среде.
У человека формы поведения, коим он не должен обучаться, - это врожденные рефлексы, дающие
возможность выжить после появления на свет: рефлекс сосательный, глотательный, чихательный,
мигательный и пр.
У человека роль и значение научения меняются в ходе онтогенеза. В возрасте дошкольном
научение - основной способ приобретения опыта, затем оно отодвигается на второй план, уступая место
учению - учебной деятельности, хотя и не теряет значения полностью. Важнейший фактор научения -
место усваиваемого материала в соответственной деятельности. Человек лучше научается материалу,
который занимает место цели деятельности.
Согласно одним теориям, существует единый механизм обучения (у человека и животных, у
научения и учения); другие теории рассматривают эти механизмы как различные. В зарубежной
психологии к первой группе относятся теории бихевиоризма, где научение трактуется как не связанный
Hosted by uCoz