Navigation bar
  Print document Start Previous page
 258 of 599 
Next page End  

классического фрейдизма и ввести его основные положения в социальный контекст. Возник как
направление в психологии в 20-30-е гг., где ключевые понятия психоанализа З. Фрейда были
переработаны на базе постулата о социальной детерминированности психики человека. При этом в
основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и
принципиальной конфликтности отношений личности и общества.
Развитие психоанализа в значительной мере ушло от классических фрейдовских представлений
по целому ряду положений, и прежде всего -
в отношении сексуальной детерминации поведения (из
крупных последователей центральное место ей отводил только В. Райх). Другие крупные представители
неофрейдизма не придавали ей первостепенного значения, а в большей мере обсуждали проблемы
личностного роста и появления невротических наклонностей с позиции взаимоотношений личности и
окружения социального, формирования восприятия мира и самовосприятия, и пр.
Лидеры неофрейдизма подвергли критике ряд фундаментальных подходов и утверждений
Фрейда и акцентировали роль социальных и культурных детерминант в жизнедеятельности личности и
общества. Разнообразные концепции неофрейдизма способствовали распространению ориентации
психоаналитических и внедрению комплекса психоаналитических представлений в различные сферы
социальных теорий и общественной жизни. Неофрейдизм как направление пользуется возрастающей
популярностью и влиянием преимущественно в США.
Среди наиболее крупных представителей неофрейдизма можно назвать: К. Хорни, автора
психопатологии культурно-философской; Г. Салливана, создателя психиатрии межличностной; Э.
Фромма, автора психоанализа гуманистического; Э. Эриксона, создателя эго-психологии; В. Райха,
автора терапии телесно-ориентированной.
При видимом внимании к факторам общественной жизни, неофрейдизм считает индивида с его
бессознательными влечениями изначально независимым от общества и противостоящим ему; при этом
общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным для коренным
тенденций развития личности.
Согласно Хорни, причиной неврозов является тревога, возникающая у ребенка при столкновении
с исходно враждебным ему миром и усиливаемая при недостатке любви и внимания от родителей и
окружающих людей.
Фромм связывает неврозы с невозможностью индивида достичь гармонии с социальной
структурой общества, кое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих,
вызывая невротические способы избавления от этого чувства.
Салливан усматривает истоки неврозов в тревожности, возникающей в отношениях
межличностных.
НИСТАГМ - ритмические движения глазного яблока. Состоят из медленного движения в некоем
направлении и быстрого возврата.
НОВОВВЕДЕНИЕ -> инновация.
НОВОРОЖДЕННОСТЬ
- возрастной период от рождения до четырех - шестинедельного
возраста, в ходе коего происходит первичная адаптация ребенка к внешнему миру. У ребенка к моменту
рождения достаточно развиты чувствительность обонятельная, тактильная, болевая, температурная,
вестибулярная и кинестетическая. В первые же дни жизни обнаруживаются способности слышать и
различать звуки по высоте, тембру и громкости; видеть и различать зрительные стимулы по форме и
величине. В этот период происходит настройка ребенка на общение со взрослыми. В конце первого
месяца появляется социальная улыбка - в ответ на обращение взрослого.
НОЗОФОБИЯ - вид невроза, характерный патологической боязнью заболевания (=> фобия).
НОНКОНФОРМИЗМ
- стремление во что бы то ни стало перечить мнению большинства и
поступать противоположным образом, не считаясь ни с чем. Синоним понятия негативизма, антоним
конформности.
НОРМА - установленная мера, средняя величина чего-либо.
НОРМА ГРУППОВАЯ
- совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально
действующей общностью; важнейшее средство регуляции поведения членов данной группы, характера
их взаимоотношений, взаимодействия и общения.
Hosted by uCoz