Navigation bar
  Print document Start Previous page
 285 of 599 
Next page End  

ОТБОР ЕСТЕСТВЕННЫЙ
- концепция Ч. Дарвина, согласно коей особи, наименее
приспособленные для выживания в данных условиях, вымирают или истребляются и тем самым
устраняются, уступая место более приспособленным, передающим свои признаки потомству.
ОТБОР ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
- разновидность отбора психологического - принятие
кадровых решений на основе изучения и прогностической оценки пригодности людей к овладению
профессией, к выполнению профессиональных обязанностей и достижению нужного уровня
мастерства. Представляет собой систему средств, обеспечивающих прогностическую оценку
взаимосоответствия человека и профессии в тех видах деятельности, что ведутся в нормативно
заданных опасных условиях (гигиенических, микроклиматических, технических, социально-
психологических), требующих повышенной ответственности, здоровья, работоспособности и точности
исполнения заданий, устойчивости эмоционально-волевой регуляции.
Отбор профессиональный производится при комплексном использовании ряда критериев:
медицинских, физиологических, педагогических и психологических. Его основа - конкретные
нормативные характеристики профессии, позволяющие врачам, психологам, физиологам подбирать,
разрабатывать и адаптировать методы и процедуры отбора и проводить диагностику на соответствие
конкретной профессиональной деятельности:
1) социальные - функции, задачи, цели;
2) операциональные - точность исполнения и временные, пространственные, логические
характеристики;
3) организационные - гигиенические, социально-психологические, психофизиологические
условия труда.
При использовании психологических критериев проводятся следующие мероприятия:
1) психодиагностика;
2) построение прогноза успешности деятельности в данной профессиональной области;
3) проверка прогноза по реальной эффективности выполнения профессиональной деятельности.
При использовании методик диагностических нужно получить информацию об ориентациях
ценностных личности, мотивационной составляющей профессионального выбора, чертах личностных.
Процесс отбора профессионального может проводиться комплексом тестов аппаратурных,
бланковых и опросных, а также с помощью эксперимента имитационного, воспроизводящего
фрагменты, ситуации и этапы реальной деятельности профессиональной, при строгой регистрации
визуально наблюдаемых и фиксируемых показателей функционального состояния человека,
мотивационно-эмоциональных проявлений, показателей продуктивности и успешности его работы.
ОТБОР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ - принятие решения о пригодности кандидатов к учебной или
профессиональной деятельности с учетом результатов психологических и психофизиологических
испытаний. Применяется в управлении, промышленности, авиации, армии, спорте, при комплектации
некоих учебных заведений. Ему предшествует определение требований к кандидатам на базе
психологического анализа предстоящей деятельности, а затем - подбор соответственных
диагностических методик. Валидность этих методик проверяется на репрезентативной выборке.
При этом различаются два типа учебных и профессиональных деятельностей:
1) тип первый - обусловливает требования индивидуально-психологических особенностей,
почти не поддающихся развитию (например, требования к сохранению устойчивой и длительной
работоспособности, необходимые для деятельности диспетчера, хирурга и пр.); психофизиологическим
коррелятом этой особенности считается наличие определенных свойств системы нервной; здесь
безусловно показан отбор психологический или профессиональный;
2) тип второй - обусловливает требования, коим может удовлетворить каждый психически
нормальный человек, поэтому надобность в отборе психологическом возникает, когда период
предстоящей деятельности относительно невелик - около 2-10 лет (служба в армии, спорт и пр.); в
большинстве случаев этот срок недостаточен для развития нужных качеств, поэтому предпочтение
отдается кандидатам с подходящим к моменту испытаний уровнем развития требуемых индивидуальных
особенностей.
Как бы тщательно ни подготовлялся отбор психологический, достижение кандидатами успеха в
деятельности зависит от наличия у них положительной мотивации, для выявления коей обычно
Hosted by uCoz