контакты межэтнические в разных сферах взаимодействия, в национальных стереотипах, в настроениях
и поведении, в поступках людей и конкретных этнических общностей.
В психологии социальной и этнопсихологии выделяются два уровня отношений межэтнических
- личностный и групповой. Такие отношения складываются в разных сферах жизни. Их характер -
дружественный, нейтральный, либо конфликтный - складывается в зависимости от исторического
прошлого, социально-политической обстановки в конкретной стране, от экономических и культурно-
бытовых условий жизни, от конкретной ситуации или заинтересованности в общении. На уровне
личностном он зависит от индивидуально-психологических качеств людей.
Установки и ориентации межэтнические формируются в процессе социализации личности, в
семье, учебных заведениях, в коллективах, в ходе соседского и дружеского общения.
Отношения межэтнические содержат в себе рациональные, когнитивные элементы, а также
эмоционально-оценочные и регулятивные компоненты. Чрезвычайно важную роль в их развитии
играют национальные интересы, осознаваемые народом и личностью потребности в национальном,
этническом развитии. Изучение отношений межэтнических особо актуально в условиях
многонациональной страны.
ОТНОШЕНИЕ ПРЕДМЕТНО-РЕФЛЕКСИВНОЕ
- интериоризованная (-> интериоризация)
система рефлексивных связей субъекта с другими людьми, основанная на способности к мысленному
отражению позиции «другого» или его представлений об особенностях собственного видения предмета,
объекта, проблемы. Эти отношения - необходимая компонента активности познавательной субъекта,
ибо реконструкция воззрений других людей на рассматриваемый предмет позволяет усмотреть в нем
новые аспекты, стимулирует критичность мышления, делает возможным размышление в виде
внутреннего диалога со другими значимыми.
Важнейшие характеристики отношения предметно-рефлексивного:
1) адекватность - уровень точности воспроизведения позиций другого на предмет рефлексии;
2) глубина, определяемая как число одновременно воспроизводимых и взаимно соотнесенных
предметных позиций;
3) направленность, представляющая доминирующие группы референтные, чьи предметные
позиции становятся основным объектом рефлексии в данной ситуации.
Отношения предметно-рефлексивные - качественно особый уровень интериоризованных
отношений межличностных, опосредованных предметом деятельности совместной. Их формированию
препятствует эгоцентрическая позиция субъекта в ситуациях взаимодействия, проекция его собственных
представлений на других людей, и пр. Важнейшее условие, определяющее рост их адекватности, -
интерес субъекта к предметной позиции других людей в процессе деятельности совместной.
ОТРАЖЕНИЕ - с позиций материализма - всеобщее свойство материи, состоящее в способности
объектов воспроизводить (с различной степенью адекватности) признаки, структурные характеристики
и отношения других объектов. Характер отражения зависит от уровня организации материи, отчего оно
качественно различно в неорганической и органической природе, в мире животных и мире социальном,
в простых и высокоорганизованных системах.
На уровне организма отражение первично проявляется в раздражимости - возникающей под
воздействием внешних и внутренних стимулов способности живой материи отвечать на воздействие
избирательной реакцией, соответственной особенностям источника. Такое допсихическое отражение в
ходе развития органического мира преобразуется в чувствительность - способность иметь ощущения как
первичные психические образы среды, служащие целям ориентации и регуляции адекватных ей и
потребностям организма действий. Эти простейшие формы отражения служат предпосылкой развития
более сложных форм, включающих сенсорные и умственные образы реальности, позволяющие
воспроизводить ее пространственно-временные и причинные связи, придавая поведению все более
адаптивный и активный характер.
На уровне человека отражение психическое выступает как создание образов не только
чувственного, но и мышления логического и творческой фантазии, воплощающихся в продуктах
культуры, что радикально изменяет характер отражения.
|