связанных также с приемом пищи, комфортом, впечатлениями внешнего мира - «плотских радостей» -
должно было служить накоплению некоей духовной энергии, нужной для обретения святости. Позднее
в рамках клинических исследований были описаны проявления аскезы, обусловленные невротическим
развитием и механизмами защиты психологической. Ныне феномен аскезы довольно широко
распространен, причем не только в рамках религиозных конфессий: в качества составного элемента он
входит в различные методы психотерапии.
АССИМИЛЯЦИЯ
- согласно Ж. Пиаже - механизм, обеспечивающий использование в новых
условиях ранее приобретенных умений и навыков без их существенного изменения: его посредством
новый предмет или ситуация объединяется с совокупностью предметов или другой ситуацией, для коей
уже существует схема.
АССОЦИАНИЗМ (ассоциационизм) - Одно из основных направлений мировой
психологической мысли, объясняющее динамику процессов психических принципом ассоциации. Берет
начало от Аристотеля. Материалистический ассоцианизм стал ведущим в так называемой психологии
ассоцианистской. Она главенствовала до начала XX в. и сосредоточивала основное внимание на
изучении умственной деятельности и познания. Особенно отчетливо принцип был развит в работах Д.
Локка, который и ввел в обиход термин ассоциация. Согласно Локку, идеи ощущений ходе развития
предшествуют идеям рефлексии; простые идеи, ассоциируясь, складываются в сложные; знание
основывается на опыте, источники опыта - ощущение и рефлексия; из этих источников разум и получает
идеи, а врожденные идеи не существуют: человек рождается как чистая восковая дощечка, на коей
можно написать все, что угодно. Эта идея стала непосредственно соотноситься с педагогической
практикой, а позже - и с проблемами психологии личности и психологией педагогической. Она
составила основу так называемых теорий среды, утверждающих ведущую роль окружения и внешних
воздействий при формировании психики. Им противостоят теории развития, исходящие от идей Ж.-Ж.
Руссо и утверждающие приоритет внутренне присущих человеку закономерностей развития. В начале
XIX в. появились концепции, отъединившие ассоциацию от ее телесного субстрата и представившие ее
в виде имманентного принципа сознания. Утвердилось воззрение, составившее основные принципы
ассоцианизма:
1) душа понимается как сознание - в первую очередь в его познавательном аспекте;
2) в основе душевной жизни лежат простые элементы; психика, отождествленная с
интроспективно понятым сознанием, построена из элементов - ощущений, простейших чувствований;
3) эти элементы - образы ощущений - имеют чувственный характер; они первичны, а сложные
психические образования - представления, мысли, чувства - вторичны;
4) более сложные образования возникают как сложение более простых на базе принципа
ассоциации;
5) условие образования ассоциаций - смежность двух процессов психических;
6) закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой
повторения ассоциаций в опыте;
7) источник знаний о душе - самонаблюдение; наблюдая собственный внутренний мир,
исследователь непосредственно обращен к реальной душевной жизни и вправе выносить суждения о
ней, чужая же душевная жизнь для анализа недоступна, хотя законы душевной жизни предполагаются
едиными.
Еще важная деталь: по сути, человек понимался как одиночка, живущий среди других таких же
одиночек; его внутренний мир явно или неявно противопоставлен всему остальному, между ним и
остальным миром как бы проходит жесткая граница. Благодаря успехам биологии и нейрофизиологии,
ассоцианизм был преобразован. Гельмгольц использовал новое воззрение на ассоциацию в своих
исследованиях органов чувств, Ч. Дарвин - при объяснении эмоций, И. М. Сеченов - в учении о
рефлексах мозга головного. Эволюционный подход Спенсера внес в ассоцианизм проблему развития
психики в филогенезе и пришел к важному выводу об адаптивной функции психики в поведении. В 80-е
- 90-е гг. XIX в. предпринимались многочисленные исследования условий образования и актуализации
ассоциаций. Вместе с тем была показана ограниченность их механистической трактовки. Ассоцианизм в
своем развитии прошел ряд этапов:
|