ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ -> реориентация.
ПЕРИОД
- 1. промежуток времени, в течение коего происходит нечто. 2. Этап общественного
развития или движения.
ПЕРИОД ДОЭДИПОВ
- стадия психосексуального развитие предшествующая появлению
комплекса Эдипа.
ПЕРИОД ЛАТЕНТНЫЙ
- 1. Время между началом действия раздражителя и появлением
ответной реакции. Величина периода латентного обусловлена завершением физико-химического
процесса в рецепторе, прохождением нервного импульса по проводящим путям, аналитико-
синтетической деятельностью в структурах мозга головного и срабатыванием мышц или желез.
По величине период латентный может существенно меняться в зависимости от модальности и
интенсивности раздражителя, от уровня сложности и автоматизированности реакции, от
функциональной готовности системы нервной.
2. Один из периодов сексуальности инфантильной - примерно от пяти - шести лет до начала
периода пубертатного, характерный преимущественно скрытым протеканием психосексуальных
процессов (=> сексуальность латентная).
ПЕРИОД ПУБЕРТАТНЫЙ - период полового созревания.
ПЕРИОД СЕНСИТИВНЫЙ (сенситивные периоды развития) - возрастные периоды
индивидуального развития, при прохождении коих внутренние структуры организма особенно
чувствительны к специфическим влияниям внешнего мира, - периоды повышенной чувствительности к
тем или иным воздействиям, к освоению некоего вида деятельности, проходимые ребенком в своем
развитии. Играют очень важную роль в развитии функций психических. Учет периодов сенситивных
нужен прежде всего для правильной организации учебных мероприятий.
Так, в два-три года дети наиболее готовы к овладению речью, в пять-семь лет - чтением; в
пятилетнем возрасте они особенно чувствительны к восприятию фонематических конструкций. Важно
отметить, что эти периоды особой готовности проходят, и впоследствии развитие соответственной
функции может быть значительно затруднено.
ПЕРИОД СЕНСОМОТОРНЫЙ -> операция интеллектуальная.
ПЕРСЕВЕРАЦИЯ
- непроизвольное, назойливо повторяющееся циклическое повторение или
настойчивое воспроизведение некоего действия, движения, представления, идеи мысли или
переживания, - часто вопреки сознательному намерению. Тенденция воспроизводимых представлений
к возвращению.
Выделяются персеверации моторные, эмоциональные, сенсорные и интеллектуальные - в сферах
двигательной, эмоциональной, сенсорно-перцептивной и интеллектуальной соответственно.
Склонность к персеверациям часто наблюдается в клинике локальных поражений мозга
головного, при речевых, двигательных и эмоциональных расстройствах; персеверации возможны также
при отвлечении внимания или в состояниях острого переутомления (-> утомление).
Предполагается, что в основе персеверации лежат процессы циклического возбуждения
нейронных структур, связанные с запаздыванием сигнала о прекращении действия.
ПЕРСЕВЕРАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ
- навязчивое воспроизведение одних и тех же -
часто неадекватных - операций интеллектуальных, возникающее при поражении коры долей лобных
мозга головного (чаще - полушария левого), когда нарушается контроль за интеллектуальной
деятельностью. Обычно появляется в виде серийных интеллектуальных действий: арифметического
счета, аналогизования, классификации и пр.
ПЕРСЕВЕРАЦИЯ МОТОРНАЯ - навязчивое воспроизведение одних и тех же движений или их
элементов (например, написание букв или рисование). Различаются:
1) персеверация моторная элементарная - проявляемая в многократном повторении отдельных
элементов движения и возникающая при поражении премоторных отделов коры мозга (-> мозг
головной: кора) и нижележащих подкорковых структур;
2) персеверация моторная системная - проявляемая в многократном повторении целых программ
движений и возникающая при поражении префронтальных отделов коры мозга;
3) персеверация моторная речевая - проявляемая в многократном повторении одного и того же
слога или слова (в речи устной и при письме), возникающая как одно из проявлений эфферентной
|