Navigation bar
  Print document Start Previous page
 314 of 599 
Next page End  

могущих выполняться последовательно или параллельно. На каждом этапе этих процессов информация
определенным образом видоизменяется; происходит ее кодирование, выделение признаков,
фильтрация, распознание, осмысление, принятие решения, формирование ответного действия.
В результате применения такого подхода строятся модели исследуемого процесса психического,
составленные из гипотетических блоков, связанных последовательно или параллельно и реализующих
определенные функции.
ПОДХОД КОГНИТИВИСТСКИЙ
- к коррекции психологической - основан на теории,
описывающей личность с позиции организации структур познавательных. Именно с ними ведется
коррекционная работа, причем в ряде случаев речь идет не только о нарушениях собственно
познавательной сферы, но и о сложностях, определяющих проблемы общения, о внутренних конфликтах
и пр. Пример подхода когнитивистского - теория конструктов личностных и психотерапевтический
метод, называемый терапией роли фиксированной.
ПОДХОД МИКРОСТРУКТУРНЫЙ
- одно из теоретико-экспериментальных направлений
отечественной психологии. Задача подхода - изучение координации действий и операций, образующих
фактуру - «микроструктуру» - различных видов познавательной и исполнительной деятельности.
Большое внимание уделяется исследованию становления - «микрогенеза» - восприятия, запоминания,
мышления и движений.
Разработанные в рамках этого подхода экспериментальные методы дополняют методы
формирования внутренних психических действий и анализа макроструктуры деятельности, позволяя
изучать организацию высокоавтоматизированных процессов психических, скрытых от внешнего и
внутреннего наблюдения. В результате исследований установлены закономерности восприятия и
запоминания информации, процессов решения задач и выполнения сложных движений в трехмерном
пространстве.
ПОДХОД ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ
- к коррекции психологической - в его рамках отклонения
трактуются согласно принципам бихевиоризма, а коррекция и терапия связываются с необходимостью
формирования у клиента оптимальных поведенческих навыков, ибо считается, что расстройства
психические обусловлены неадаптивным поведением. В поведенческой коррекции применяются
методы, условно относимые к трем основным группам.
Методы контробусловливания - предполагают разрыв нежелательной установившейся связи
между раздражителем условным и реакцией или замену этой связи на другую. Практикуются такие
приемы, как сочетание приятного клиенту воздействия с ситуацией, обычно для него неприятной, или
же наоборот. Однако во многих случаях психологи, практикующие техники контробусловливания,
высказывают сомнения в этичности причинения страданий даже с благой целью. Другой вариант
контробусловливания - парадоксальное для клиента сочетание с приятной либо неприятной ситуацией
не конкретного воздействия, но состояния. Например, клиента обучают расслаблению, а затем
предъявляют минимально тревожную ситуацию; когда он перестает чувствовать тревогу, переходят к
более стресеогенным ситуациям, давая их в порядке нарастания силы негативных воздействий.
Методы оперантные - базируются на принципах, выделенных Б. Скиннером. В основе методов
лежит система наград, даваемых клиенту за те действия, кои терапевт считает желательными, отчего
вероятность такого поведения возрастает. Вариант подхода - формирование желательного поведения на
базе самоконтроля и самонаград: он сам отбирает и создает в жизни благоприятные ситуации и избегает
нежелательных.
Методы социобихевиоризма - базируются на положении, что человек обучается через
наблюдение - наряду с другими формами научения. Терапия основана на предъявлении модели
оптимального поведения, коей клиент должен следовать.
ПОДХОД ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ - к коррекции психологической - охватывает различные
направления психоанализа, кои при всех различиях сохраняют общую направленность терапии -
помощь клиенту выявить неосознаваемые причины тягостных переживаний и болезненных появлений;
за счет их проработки - в различных формах - предполагается возможность контроля и частичного (по
крайней мере) овладения поведением и, как следствие, возможность личностного роста.
Конкретные методы работы варьируют в зависимости от конкретного направления. Так, для З.
Фрейда основным был метод катартический. Для К. Г. Юнга основным был метод воображения
Hosted by uCoz