Проблема, как и задача, берет начало в ситуации проблемной. Но ситуация проблемная как
психологическая категория обусловливает лишь начальную стадию мыслительного взаимодействия
субъекта с объектом -
стадию, связанную с порождением познавательного мотива и выдвижением
предварительных гипотез о способах разрешения ситуации проблемной. Проверка этих гипотез
приводит к тому, что ситуация проблемная преобразуется в проблему либо задачу.
Проблема порождается невозможностью объяснить новые факты в рамках наличных
представлений. Обычно она формулируется в виде вопроса. Чаще всего это - вопрос о причинах тех или
иных событий, - о тех факторах, что определяют существование или специфику тех или иных явлений.
Нередко проблема соотносится не с причинно-следственными зависимостями, а со связями иного рода.
Возможна и другая постановка проблем: они могут связываться не с отношениями, а с самим фактом
существования какого-то объекта или его особенностей.
Задача возникает тогда, когда в познаваемом объекте намечается искомое, кое нужно найти путем
преобразования определенных условий. Задача выступает как модель знаковая ситуации проблемной -
как такой объект, который может быть передан другому человеку, стать частью содержания обучения.
Преобразование ситуации проблемной в задачу или серию задач есть акт продуктивного мышления.
В отличие от задачи, проблема осознается как такая противоречивая ситуация, в коей имеются
противоположные позиции при объяснении одних и тех же объектов, явлений и отношений между
ними. Это не формально-логическое, но диалектическое противоречие внутри единого предмета,
явления или процесса, как бы раздваивающее их на противоположности и требующее построения
теории, могущей разрешить это противоречие. Разрешение противоречий, составляющих стержень
проблемы, выступает источником развития научных теорий.
Итак, ситуация проблемная генетически первична по отношению к задачам и проблемам. Если в
ситуации проблемной центральным элементом является субъект, то в задаче - знаковый объект, а в
проблеме - противоречие. Для решения проблемы ее нужно превратить в творческую познавательную
задачу, позволяющую проверять модели тех или иных сознательных или интуитивных решений.
Как правило, проблемы вытекают из практики - в том числе практики теоретических
рассуждений - в связи с потребностью решения конкретной прикладной задачи или же с
невозможностью теоретического продвижения в некоей области из-за появления фактов, необъяснимых
или сомнительных с позиций некоей теории. Многие проблемы не находят окончательного решения и
остаются в науке как «вечно актуальные», или же объявляются псевдопроблемами.
Можно говорить о проблемах разных уровней: они могут соотноситься с основными
положениями теории, с ее частными аспектами или же с прикладными задачами. Как бы абстрактно ни
формулировалась проблема, всегда предполагается определенная система толкования явлений - не
может быть свободы от сложившихся теоретических представлений.
ПРОБЛЕМА ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ (проблема психофизиологическая) - весьма сложна, и до
сих пор нет ее окончательного и общепринятого решения. Формально она может быть выражена
вопросом: как соотносятся процессы физиологические и психические? В широком смысле это - вопрос о
месте психического в природе; в узком - проблема соотношения психических и физиологических
(нервных) процессов. Во втором случае ее правильнее называть психофизиологической.
Предлагалось два основных варианта решения, получивших названия принципа взаимодействия
психофизического и принципа параллелизма психофизического. Однако оба они наталкиваются на
существенные трудности.
В различных разделах психофизиологии и смежных дисциплин накоплен огромный материал о
многообразных формах зависимости психических актов от их физиологического субстрата и роли этих
актов как функции мозга головного в организации и регуляции жизнедеятельности (учение о
локализации высших функций психических, об актах идеомоторных, данные ряда разделов
нейропсихологии и патопсихологии, психофармакологии, психогенетики и др.).
Можно предложить иное решение проблемы психофизической. Оно схоже с монистическим
вариантом параллелистического решения: имеется единый материальный процесс, а физиологическое и
психологическое - просто две его различные стороны. Но требуется глубже и четче понять, что это за
единый процесс и что представляют собой его различные стороны. С гносеологических позиций, в
любой науке вырабатывается некая система представлений о закономерностях мира, но далее
|