Наряду с ними стремительно развиваются психология социальная и психология управления,
решающие задачи, связанные с ролью «человеческого фактора» в развитии общества, в процессах
управления, а также исследования, связанные с освоением космического пространства,
демографическими, экологическими и прочими актуальными проблемами со-" временности.
Включенность психологии в многоплановый контекст взаимодействия различных социальных,
естественных и технических наук придает особую остроту методологическому анализу ее понятийных
средств, объяснительных принципов, концепций и методических процедур - с целью выявления самых
перспективных направлений ее развития.
ПСИХОЛОГИЯ (измерения в психологии) - процедуры определения количественной
выраженности психологических феноменов. В них применяются разнообразные шкалы, содержащие
некое множество позиций, поставленных в некое соответствие с психологическими элементами.
Согласно классификации шкал, предложенной в 1946 г. американским психологом и психофизиком С. С.
Стивенсом, выделяются следующие шкалы: шкала отношений, шкала интервальная, шкала порядковая и
шкала номинальная.
ПСИХОЛОГИЯ: ИСТОРИОГРАФИЯ
- совокупность исследований, объект коих - история
психологии. В XIX в. имелись лишь разрозненные труды в этой области. В XX в. она складывается в
особое направление, особенно фундаментально представленное за рубежом в работах Э. Боринга
(США), Дж. Флюгеля (Англия), Л. Понграца (ФРГ) и пр. В СССР основные проблемы истории
психологии освещены в исследованиях Б. Г. Ананьева, Л. И. Анцыферовой, Е. А. Будиловой, А. Н.
Ждан, А. В. Петровского, В. А. Роменца, А. А. Смирнова, Б. М. Теплова, О. М. Тутунджана, И. Г.
Ярошевского и пр.
Задача историографии психологии - реконструировать прошлое для разработки общей теории
развития психологических идей, раскрытия условий и причин этого развития, закономерностей и
механизмов получения нового знания о психической реальности, взаимодействия науки и социальной
практики.
ПСИХОЛОГИЯ: МЕТОД - методы, применяемые в психологии подразделяются таким образом:
1) методы основные - наблюдение и эксперимент;
2) методы вспомогательные - все остальные: метод оценок экспертных, методы опроса, метод
самонаблюдения, метод тестов и пр.
ПСИХОЛОГИЯ: ОБЗОР
- чтобы яснее представить различные направления и школы в
психологии, различные подходы к ней, здесь они «рассортированы» соответственно их представлениям
о том, как формируется поведение индивида. Для основных направлений отмечается:
1) рассматривается ли поведение как врожденное либо приобретенное?
2) какими факторами оно определяется внутренними или внешними?
3) ориентировано ли оно в определенных направлениях, или же формируется в зависимости от
обстоятельств?
Независимо от силы выдвигаемых доводов и строгости аргументации, каждый из подходов
имеет свою историю, вписывается в определенный социально-экономический контекст и связан с
определенными философскими мировоззрением и взглядом на человека.
Является ли поведение врожденным или приобретенным? Многие направления, в частности
этология и особенно социобиология, а также гештальт-психология, придают важное значение
врожденным факторам в становлении различных форм поведения. Психология гуманистическая
полагает, что человек рождается с тенденцией максимально реализовать свои возможности.
Психоанализ, напротив, утверждает, что даже если некоторые инстинкты наследуются, главная роль в
формировании личности принадлежит событиям, пережитым в детстве.
Таких же взглядов придерживается конструктивизм. По его мнению, наследуется только способ
функционирования интеллекта, ибо интеллект может развиваться лишь путем ряда приобретений -
результатов взаимодействий индивида с различными предметами, преимущественно в первые 12 лет
жизни. Психология социальная и особенно бихевиоризм считают, что становление личности в большой
мере зависит от взаимодействий со средой - как физической, так и социальной.
Является ли развитие индивида направленным? Многие направления выдвигали идею о
поэтапном развитии, при коем все индивиды проходят определенные стадии в одинаковой
|