Navigation bar
  Print document Start Previous page
 380 of 599 
Next page End  

Среди основных факторов, способствующих формированию противоправной деятельности,
выделяются: отклонения характера, отрицательное влияние социального окружения, педагогическая
запущенность.
ПСИХОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКАЯ
- направление марксистски ориентированной психологии,
возникшее в Германии на рубеже 60 - 70-х гг. XX в. Ведущие представители - К. Хольцкамп (глава
школы), У. Хольцкамп-Остеркамп, П. Кайлер, К. X. Браун, Г. Ульманн, О. Дрейер, и пр. Один из
основных психологических источников ее концепции - теория деятельности А. Н. Леонтьева, с коей она
имеет много общих мест.
Особое место в психологии критической занимают исследования социогенеза - развития
психики в конкретных типах общества, а также изучения представителей конкретных социальных групп,
классов, слоев общества и пр.
Концепция психологии критической - не умозрительная конструкция, но вырастает из практики
и «врастает» в нее: на базе оригинальной теории развития личности вырабатываются соответственные
педагогические и психотерапевтические рекомендации.
Одно из основных понятий психологии критической - способность к действию, под коей
понимается способность индивида благодаря участию в жизни общества, за счет реализации
определенной общественной роли контролировать собственные условия жизни и распоряжаться ими -
способность стать подлинным субъектом своей жизнедеятельности. Развитие этой способности имеет
две альтернативные возможности, определяемые социальными условиями и местом индивида в
обществе:
1) ограниченное развитие - когда индивид приспосабливается к существующим условиям и
подавляет свои истинные интересы, используя средства защиты психологической от
неудовлетворенности, дискомфорта и пр.;
2) полное развитие, когда индивид осознает собственные потребности и борется за коренное
улучшение условий жизни, свободно развивая свои «сущностные силы».
Все процессы психические рассматриваются как аспекты этой способности. Так, в области
мышления вышеуказанная дилемма выражается в разделении толкования (обыденное мышление со
свойственными ему фетишизмом, упрощениями, самообманами, персонификациями и пр.) и истинного
понимания (проникновение в сущность вещей); в области восприятия - в противоположении
неадекватного (иллюзорного) восприятия действительности и адекватного ее восприятия; в области
эмоций - в оппозиции негативных эмоций (страхов, депрессии) и нормальных человеческих эмоций.
Ограниченным развитием способности к действию объясняются некие отрицательные эмоциональные
процессы - страх, тревожность и пр. Задачей педагогики и психокоррекционной работы принимается
воспитание такой личности, коя могла бы мыслить и действовать самостоятельно, что предполагает
активное ее участие в общественной жизни вплоть до противодействия господствующим
общественным отношениям (если они не способствуют положительному самоосуществлению
индивидов) и борьбы с ними.
ПСИХОЛОГИЯ МАСС
- согласно З. Фрейду - отрасль психологии, которая занимается
изучением отдельных людей как членов племени, народа, института и прочего; или же как составной
части толпы, организовавшейся в массу к определенному времени для определенной цели.
ПСИХОЛОГИЯ МЕДИЦИНСКАЯ - отрасль психологии, изучающая психологические аспекты
гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. Определяет
специфику отношений между врачом и больным. Обосновывает процедуры диагностики, лечения,
профилактики, реабилитации больных.
В область исследования психологии медицинской входит широкий комплекс психологических
закономерностей, связанных:
1) с возникновением и течением болезней и влиянием на это психических факторов;
2) с влиянием заболеваний на психику человека;
3) с диагностикой патологических состояний;
4) с психопрофилактикой и психокоррекцией заболеваний;
5) с обеспечением оптимальной системы оздоровительных воздействий;
6) с характером отношений больного человека с микросоциальным окружением.
Hosted by uCoz