ПСИХОСЕМАНТИКА - область психологии, изучающая генезис, строение и функционирование
индивидуальной системы значений, опосредующей процессы восприятия, мышления, памяти, принятия
решений, и пр. Ее задачи:
1) исследование различных форм существования значений в индивидуальном сознании (образы,
символы, символические действия, а также знаковые, вербальные формы);
2) анализ влияния мотивационных (-> мотивация) факторов и эмоциональных состояний (->
эмоция) субъекта на формирующуюся у него систему значений.
Основной метод психосемантики экспериментальной - построение пространств семантических
субъективных - модельного представления категориальных структур индивидуального сознания.
Психосемантика изучает и общепсихологические аспекты процесса категоризации, и дифференциально-
психологические. В этом случае ее задача - реконструкция системы представлений данного индивида о
мире путем реконструкции системы его индивидуальных значений и смыслов личностных.
ПСИХОСИНТЕЗ
- 1. Согласно З. Фрейду - автоматический и неизбежный процесс обретения
единства и гармонизации психической жизни невротика как следствие эффективной
психоаналитической терапии.
2. Подход к коррекции психологической - как направление связан с именем Р. Ассаджоли
(Ассаджиоли), начинавшего как психоаналитик. Но в психосинтезе представление о личности
отличается от психоаналитического, хотя и соотносится с ним. Собственно понятие психосинтеза
означает кульминацию самораскрытия, самореализации и интеграцию вокруг нового центра.
Рассматриваются такие составляющие психики:
1) самость высшая - своего рода «внутренний бог»;
2) самость сознательная - Я - точка ясного осознания;
3) поле сознания - анализируемые чувства, мысли, побуждения;
4) бессознательное высшее, или сверхсознание - высшие чувства и способности, интуиция,
вдохновение;
5) бессознательное среднее-подобие Фрейдовского предсознательного - мысли и чувства,
могущие легко осознаться;
6) бессознательное низшее - инстинктивные побуждения, страсти, примитивные желания и пр.
Важную роль играет также понятие субличностей - как бы относительно независимых, более или
менее развитых личностей внутри человека; они могут соответствовать ролям, кои человек играет в
жизни. В ходе терапии клиент узнает о различных составляющих своей личности и научается отличать
их от самого себя - «мое, но не я» - посредством специальных процедур, благодаря чему возможно
расширение поля сознания вплоть до всего объема бессознательного и до постепенного раскрытия
своего объединяющего психологического центра.
ПСИХОСИНТЕЗ СЕНСОМОТОРНЫЙ
- управление состоянием и сознанием субъекта в
процессе особого диалога суггестивного. Заключается в поэтапном формировании у него целостного
образа моделируемой действительности посредством специальной последовательности тестовых
заданий, предполагающих концентрацию внимания на ощущениях, переживаниях и представлениях,
возникающих при их решении.
В отличие от классических суггестивных техник, традиционно ориентированных на подавление у
индивида активности механизмов сознательного контроля, диалог суггестивный служит формой
организации сознательных усилий субъекта на повышение эффективности суггестивных приемов. В
ходе диалога психолог получает информацию о состоянии и переживаниях субъекта, необходимую для
оценки качества решения текущих заданий, корректировки хода процесса, подбора следующих задач с
учетом индивидуальных особенностей и возможностей. Субъект психосинтеза, в свою очередь,
информируется о причинах неудач и о путях преодоления ошибок.
Техника психосинтеза сенсомоторного включает в себя приемы интрамодального,
интермодального и сенсомоторного синтеза компонент конструируемого образа. В ходе
интрамодального синтеза вызываются ощущения некоей одной модальности; затем модальности
объединяются, интегрируются в целостный образ. На следующем этапе применяются приемы
интермодального синтеза, опирающегося на механизмы сенсибилизации и синестезии, что дополняет
формируемый образ ощущениями других модальностей.
|