Navigation bar
  Print document Start Previous page
 407 of 599 
Next page End  

соотношение мозга и психики, роль биологических факторов, в том числе свойств системы нервной, в
выполнении деятельности психической. В сущности, познание функций структур мозга головного и
системы нервной только начинается. Первоначально термин использовался наряду с понятием
«физиологическая психология» для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на
точные объективные физиологические методы.
Психофизиология изучает также физиологические и биохимические изменения, происходящие в
системе нервной. Она пытается установить их связь с различными аспектами активности:
функционированием памяти, регуляцией эмоций, сном и сновидениями. Методы исследований весьма
разнообразны - от вживления в мозг электродов до использования специальных приборов для
регистрации физиологических проявлений.
В этих исследованиях выяснена важнейшая роль «примитивных» мозговых структур, наличных у
животных и человека, служащих центрами эмоциональных процессов, проявления инстинктов, сна и
пр.
Главная задача психофизиологии - причинное объяснение явлений психических путем раскрытия
лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов. Успехи современной психофизиологии
связаны с тем, что наряду с традиционными методами - регистрацией сенсорных, моторных,
вегетативных реакций, анализом последствий повреждения и стимуляции мозга головного - в
исследованиях широко распространились электрофизиологические методы - энцефалография и прочие, а
также математические способы обработки экспериментальных данных.
В рамках психофизиологии выделяются отдельные направления, связанные с разработкой
особенно важных проблем:
1) психофизиология сенсорная - психофизиология органов чувств, ощущений и восприятий;
2) психофизиология организации движений;
3) психофизиология активности;
4) психофизиология действий произвольных;
5) психофизиология внимания, памяти и обучения;
6) психофизиология речи и мышления;
7) психофизиология мотивации и эмоций;
8) психофизиология сна, психофизиология стресса;
9) психофизиология состояний функциональных, и пр.
Особое направление являет психофизиология дифференциальная, изучающая физиологические
основы различий индивидуально-психологических.
Достижения психофизиологии широко применяются в клинической практике, в построении
кибернетических моделей психофизиологических процессов, а также в таких прикладных областях
психофизиологии, как психофизиология труда, психофизиология спорта, и пр.
В отличие от многих западных исследований, не преодолевших принцип психофизического
дуализма (-> проблема психофизическая) и ограничивающихся установлением корреляций между
определенными психологическими и физиологическими параметрами, отечественная психофизиология
рассматривала психическое как продукт деятельности мозга головного.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ВОЗРАСТНАЯ - раздел психологии, изучающий процесс созревания в
онтогенезе мозговых механизмов деятельности психической.
Индивидуально человек развивается в ходе биологического созревания путем присвоения
исторически выработанного социального опыта. Для нормального развития психического детей весьма
важно созревание мозга головного: ребенок рождается с относительно зрелыми глубокими структурами
мозга (-> мозг головной: структура глубокая), за счет коих обеспечивается адекватная адаптация и
создаются условия для развития психического. Дальнейшее созревание коры мозга затрагивает его
задние отделы, достигающие относительной зрелости к 6-7 годам, и передние, созревание коих
заканчивается уже в период юности. Созревание полушарий левого и правого разновременно: в раннем
детстве полушарие правое развивается более активно. При гормональной перестройке и активизации
глубоких структур мозга - в начале полового созревания - уровень функциональных показателей работы
мозга снижается.
Для оценки зрелости мозга головного применяются:
Hosted by uCoz