длительных психолого-педагогических наблюдений или же путем проведения диагностических
испытаний с помощью специальных методик. Так, тестирование критериально-ориентированное (->
тест критериально-ориентированный) позволяет, не охватывая уровня развития умственного в целом,
установить, насколько он достаточен для усвоения учебных программ и выполнения заданий
конкретной деятельности учебной и профессиональной, выявить пробелы в знаниях и указать способы
их устранения.
При анализе уровня развития умственного нужно исходить из принципа неразрывности связи и
взаимной обусловленности содержания и формы мышления (Л. С. Выготский). Нарушение этой связи
снижает эффективность мышления. Если содержание мышления отражает существенные стороны
социальной и культурной среды, где проходили жизнь и деятельность индивида, то усвоением этого
содержания предопределен сформированный у него уровень развития умственного, и его способности
умственные могут оказаться недостаточными для усвоения нового содержания.
Однако своеобразие уровня развития умственного обусловлено не только факторами онтогенеза,
но и природными психофизиологическими особенностями индивида. Это обнаруживается в
деятельности мышления и, в частности, в складывающейся мотивации предпочтения индивидом некоих
видов деятельности.
По наличному уровню развития умственного невозможно определить, сколько времени и усилий
понадобилось индивиду для его достижения.
РАЗВИТИЕ ЭВОЛЮЦИОННОЕ
- медленное и достаточно устойчивое изменение в психике и
поведении ребенка в периоды развития возрастного между его кризисами возрастными (=> теория
развития эволюционная).
РАЗДРАЖИМОСТЬ
- 1. Способность организмов реагировать на биологически значимые
внешние воздействия изменениями, могущими включать в себя широкий репертуар реакций, начиная с
диффузных реакций протоплазмы у простейших и кончая сложными, высокоспециализованными
реакциями у человека.
2. Изменение физиологического состояния целостного организма, его органов, тканей или клеток
под влиянием внешних воздействий, называемых раздражителями. Минимальная величина
раздражителя, достаточная для появления такого изменения, называется порогом восприятия.
Раздражимость относится к фундаментальным свойствам живых систем: ее наличие -
классический критерий жизни вообще. Уже раздражимость простейших одноклеточных организмов
характерна определенной направленностью их перемещений - к источнику воздействия или от него.
Вместе со способностью к образованию элементарных реакций условных раздражимость протоплазмы
одноклеточных лежит в основе всех наблюдаемых у них форм поведения. Раздражимость, или
возбудимость, органов чувств-важнейшая предпосылка отражения организмом свойств внешней среды,
что составляет сущность процессов чувствительности (=> ощущение).
РАЗДРАЖИТЕЛЬ
- любой материальный агент, внешний или внутренний, осознаваемый или
неосознаваемый, выступающий как условие последующих изменений состояния организма; всякий
фактор, воздействующий на организм и способный вызвать некую ответную реакцию. Это понятие -
родовое по отношению к понятиям стимула и сигнала. При наличии фиксированной причинно-
следственной связи между данным событием и последующими изменениями в состоянии организма
раздражитель выступает как стимул, а соответственное изменение - как реакция.
Различаются раздражители:
1) непосредственно биологически значимые - биогенные;
2) опосредованно биологически значимые - абиогенные;
3) с не выявленной, неопределенной биологической значимостью.
Раздражители абиогенные, при условии чувствительности к ним организма, выступают как
сигналы, ибо ориентируют организм по отношению к биогенным и неопределенно значимым
раздражителям. В качестве раздражителей выступают материальные агенты различной природы
(физической, химической, физико-химической), воспринимаемые либо специальными нервными
окончаниями различных анализаторов, либо непосредственно клетками некоих органов и тканей.
По интенсивности раздражители меняются от минимальных, достаточных для появления
ощущения, до максимальных, при коих еще сохраняется ощущение данного качества, выступая как
|