социального микромира, а другие существуют, чтобы «обслуживать» его. Наконец, в возрасте
подростковом начинается осознание «духовного Я» - своих психических способностей, характера,
нравственных качеств. Этот процесс сильно стимулируется активным усвоением слоя культурного
опыта, который выражает обобщенную работу поколений в решении духовных и нравственных
проблем. В жизни подростка этот процесс начинается с вопросов: «каков я?», «что во мне не так?»,
«каким я должен быть?». Именно в этом возрасте начинает формироваться «идеальное Я» (=> Сверх-Я) -
осознанный личный идеал, сопоставление с коим часто вызывает недовольство собой и стремление
себя изменить. С этого начинается самосовершенствование.
САМОРЕГУЛЯЦИЯ
- целесообразное функционирование живых систем разных уровней
организации и сложности. Саморегуляция психическая - один из уровней регуляции активности этих
систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования
действительности, в том числе рефлексии. Она реализуется в единстве своих энергетических,
динамических и содержательно-смысловых аспектов.
При всем разнообразии проявлений саморегуляция имеет следующую структуру:
1) принятая субъектом цель его произвольной активности;
2) модель значимых условий деятельности;
3) программа собственно исполнительских действий;
4) система критериев успешности деятельности;
5) информация о реально достигнутых результатах;
6) оценка соответствия реальных результатов критериям успеха;
7) решения о необходимости и характере коррекций деятельности.
Саморегуляция представляет собой замкнутый контур регулирования и есть информационный
процесс, носителями коего выступают различные психические формы отражения действительности. В
зависимости от вида деятельности и условий ее осуществления она может реализоваться разными
психическими средствами - чувственными конкретными образами, представлениями, понятиями и пр.
Поскольку принятая субъектом цель не определяет однозначно условий для построения
программы исполнительских действий, при сходных моделях значимых условий деятельности
возможны различные способы достижения результата. Общие закономерности саморегуляции
реализуются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий и от характеристик нервной
деятельности, от личностных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий.
САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
- целенаправленное изменение индивидом
работы различных психофизиологических функций, для чего требуется формирование особых средств
контроля за деятельностью.
САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
- начинается в возрасте подростковом, когда настает пора
формирования «идеального Я» (=> Сверх-Я) - осознанного личного идеала, сопоставление с коим часто
вызывает недовольство собой и стремление себя изменить. Происходит выработка такого идеала,
соотнесение с ним своих целей, поступков - «движение сознания по вертикали» в пространстве
собственных мотивов личности; этот процесс сопровождается особыми переживаниями относительно
себя и своих поступков: угрызениями совести, недовольством собой, оценками и переоценками себя.
Самосознанию, особенно нравственному, предстоит еще долгий путь развития. Это развитие
идет в условиях конфликтов, порождаемых и внешними условиями, и собственными мотивами
личности. Конфликты зачастую вызываются противоречиями между усвоенными с детства правилами,
с одной стороны, и нормами поведения и ценностями группы референтной, с другой стороны; эти
внешние, социальные мотивы начинают доминировать в возрасте подростковом и, как правило,
остаются ведущими в последующее десятилетие жизни, а то и дольше. В этих условиях имеется
опасность не только остановки духовного роста, но и всевозможных искажений в развитии личности в
целом. За борьбой между «социальным» и «духовным» уровнями личности, как правило, стоит
противоречивость и разноуровневость социальных «норм». Конструктивная переработка этих
противоречий возможна лишь при участии самосознания и составляет один из важнейших моментов
личностного творчества.
|