СЛУХ: НАРУШЕНИЕ
- соответственно степени нарушения (ослабления) слуха люди
разделяются на три группы:
1) глухие, или глухонемые - имеют врожденные или приобретенные в раннем детстве нарушения
слуха и не могут овладеть речью без специального обучения;
2) поздно оглохшие, потерявшие слух в возрасте дошкольном или школьном и сохранившие речь,
сформированную до появления глухоты;
3) слабослышащие, или тугоухие - имеют частичную недостаточность слуха (с понижением до 75
дБ).
СЛУХ АБСОЛЮТНЫЙ - способность точного определения высоты звуков без соотнесения их
с другими звуками известной высоты. Чаще всего появляется в возрасте дошкольном и школьном
раннем. Точность слуха абсолютного наибольшая в средних регистрах и наименьшая в крайних. При
слухе абсолютном пассивном правильно определяется высота слышимого звука, но звук не может
воспроизводиться голосом по заданному названию ноты. При слухе абсолютном активном звуки могут и
называться, и воспроизводиться по названию.
СЛУХ БИНАУРАЛЬНЫЙ
- восприятие звуковой информации через оба уха. За счет различий
некоторых характеристик звуковых сигналов, поступающих на разные уши, источник звука локализуется
в пространстве: звуковой образ смещается в сторону более сильного или раньше пришедшего звука.
Наибольшая точность локализации достигается при интенсивности сигналов, на 70-100 дБ выше порога
слышимости. Посредством слуха бинаурального строится картина мира звуковая.
СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ
- способность различать музыкальные звуки, воспринимать,
переживать и понимать содержание музыкальных произведений и воспроизводить их. Сложная
многосоставная система, выполняющая познавательную и творческую функции. Многокомпонентность
музыкально-слуховой системы обусловлена составом музыкальных звуков, сложностью строения,
структуры и содержания музыкальных произведений, многообразием средств художественной
выразительности.
В зависимости от целей и задач музыкальной деятельности выделяются такие уровни и виды
слуха музыкального:
1) на сенсорном уровне - абсолютный и бинауральный;
2) на перцептивном уровне - звуковысотный, тембровый и динамический;
3) на эмоционально-семантическом уровне - мелодический, гармонический и полифонический;
4) на интегрально-семантическом - чувство формы и архитектонический слух музыкальный.
Особое место занимает слух абсолютный - локализованная реакция на высоту звука, реализуемая
на уровне ощущения. Психологическая природа слуха абсолютного проявляется в запечатлении
абсолютной высоты звука как особенного, присущего каждому звуку качества вне зависимости от его
интервальных отношений с другими звуками. Довольно редкое проявление слуха абсолютного даже
среди профессиональных музыкантов заставляют считать его врожденным качеством. Это
подтверждается и ранним его проявлением с момента ознакомления ребенка с названиями звуков, что
позволяет взрослым фиксировать его наличие. Врожденность слуха абсолютного доказывается также
безуспешными попытками его воспитания и его устойчивостью на протяжении жизни.
Истинный слух абсолютный - это способность называть звуки или воспроизводить их без
сравнения с некоим звучащим или запечатленным эталоном. В отличие от истинного слух
псевдоабсолютный развивается благодаря постоянному запечатлению высоты звуков одного
преобладающего тембра в результате длительной интенсивной музыкальной деятельности (при наличии
определенных природных предпосылок). Слух псевдоабсолютный больше зависит от тембровых и ранее
усвоенных моторных ощущений, от воспроизведения высоты звука голосом или музыкальным
инструментом.
В музыкальной деятельности большее значение придается слуху относительному, в состав коего
входят ладовое чувство и музыкально-слуховые представления; их слабое развитие не может быть
восполнено наличием слуха абсолютного.
СЛУХ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ
- способность человека к распознанию речевых звуков,
представленных фонемами данного языка. Формирование слуха фонематического происходит у детей
|