степенью ясности, различные явления, составляющие содержание конкретных функций
психологических. Поэтому сознание рассматривалось:
1) либо как общее «бескачественное» условие существования психики и обозначалось
метафорически - «свет сознания», «поле сознания» и прочее; в этом случае о конкретном или
экспериментальном изучении сознания не могло быть и речи;
2) либо отождествлялось с некоей функцией психической, чаще всего - со вниманием или
мышлением; в этом случае изучение сознания подменялось изучением соответственной функции. Все
это порождало мнение, что сознание для психологии научной - фикция.
Вторая трудность вытекает из первой; сознание, как и отдельные функции психические, не
локализуется во внешнем пространстве; но, в отличие от функций психических, сознание - из-за его
«бескачественности» - не удается «расчленить» и во времени. Исследователи не смогли обнаружить
характеристик сознания, по которым оно могло бы изучаться известными методами.
Важна для конструктивного анализа сознания восходящая к Канту идея о наличии устойчивых,
инвариантных структур, схем сознания, накладывающихся на непрерывно меняющийся поток
информации сенсорной и определенным образом организующих его.
Отечественная психология разработала общее представление об онтогенетическом
формировании сознания. Структуры сознания индивида формируются в раннем онтогенезе благодаря
присвоению, интериоризации ребенком структур такой деятельности, как общение со взрослым.
Принципиальная возможность подобного присвоения формируется на базе развития филогенетического
(исторического). Деятельность предметная и ее атрибут - общение обладают следующими основными
свойствами, отраженными в ее структуре:
1) социальным происхождением и строением - это выражается в ее социальной регламентации, а
также в опосредованности орудиями и знаками;
2) разделенностью между двумя субъектами;
3) направленностью на объект.
Структура деятельности совместной порождает структуру сознания, определяя соответственно
следующие его основные свойства:
1) социальный характер, включая опосредованность знаковыми (в том числе вербальными) и
символическими структурами;
2) способность к рефлексии и внутренний диалогизм;
3) предметность.
Значительный интерес представляют взгляды на сознание, высказанные А. Н. Леонтьевым.
Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к сознанию -
«совместному знанию», и лишь благодаря этому формируется его индивидуальное сознание. Итак,
основные образующие сознания - смыслы и языковые значения.
Первое, что обнаруживается при взгляде на «поле сознания», - это необыкновенное разнообразие
его содержаний.
Поле сознания неоднородно еще и в том смысле, что в нем отчетливо выделяется центральная
область, особенно ясная и отчетливая, - «поле внимания», или «фокус сознания»; за пределами ее -
область, содержания коей неотчетливы, смутны, нерасчлененны, - «периферия сознания».
Содержание сознания в обеих областях находятся в непрерывном движении. Выделяются два
вида состояний сознания: устойчивые и изменчивые, быстро преходящие. При размышлениях периоды
устойчивых состояний перемежаются переходами - изменчивыми состояниями, часто неуловимыми.
Переходные моменты весьма трудно уловить самонаблюдением: при попытках остановить их исчезает
само движение, а если пытаться о них вспомнить по их окончании, то яркий чувственный образ,
сопровождающий устойчивые состояния, затмевает моменты движения. Движение сознания и его
непрерывное изменение отражается в понятии потока сознания.
Сознание таит многие любопытные особенности и неведомые глубины, куда иногда удается
заглянуть «с края пропасти». Так, в критических ситуациях человек существует как бы на двух
взаимоисключающих уровнях:
|