СОЗНАНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ
- с позиций материализма - фантастическое отражение людьми
господствующих над ними природных и социальных сил в образах, представлениях, идеях,
соотносимых с действием сверхъестественных сил. Имеет как познавательные, так и эмоциональные
корни: страх перед непонятными силами природы, чувство бессилия перед болезнями, стихийными
бедствиями, голодом и пр.
К его зачаткам относятся тотемизм - вера в кровнородственную связь группы людей и
покровительствующих им животных, растений, и фетишизм - вера в сверхъестественную силу
предметов, вещей и пр. К более зрелой форме относится анимизм - верование в то, что люди,
животные, растения и даже предметы наряду с видимой, чувственно воспринимаемой стороной,
обладают особым активным, самостоятельным началом - душой. Стремление понять и объяснить
происхождение предметов, явлений природы и самого человека привело к появлению мифологических
представлений как специфической формы чувственной конкретизации отвлеченных категорий.
Персонифицированный, чувственно-созерцаемый мифологический бог уже у первых древнегреческих
философов воплощал абстрактные принципы. В ходе развития классового общества боги все больше
уподоблялись земным царям и их приближенным. Религиозные верования систематизировали жрецы и
другие служители религиозного культа, они создавали богословские учения и через свою организацию
(церковь) на основе этих учений формировали сознание религиозное.
СОЗНАНИЕ ЭКСТРАВЕРТИРОВАННОЕ (сознание поверхностное) - в нем осознание
внешнего мира и одновременно мира внутреннего меняется на протяжении дня. Восприятие событий в
значительной мере зависит от состояния человека - напряжен он или расслаблен, бодрствует или
полудремлет. Обработка информации меняется, подчас весьма существенно, в зависимости от уровня
бодрствования и готовности к восприятию сигналов. По мере усиления активации организма уровень
бодрствования возрастает, но при этом адаптация, возможная благодаря бодрствованию, начиная с
какого-то момента может ухудшиться, если активация возрастет чрезмерно. Это может произойти из-за
слишком сильной моги нации или же серьезного расстройства чувств.
До недавних времен это сознание экстравертированное, поверхностное рассматривалось
психологией научной как единственный нормальный аспект, достойный изучения. Согласно такой
классической концепции, слабость активации приводит к дремоте и сну, а чрезмерная активация - к
дезорганизации поведения, рассматриваемой уже как патологическое явление, если человек оказывается
не способен восстановить равновесие.
СОМАТИЧЕСКИЙ
- телесный, относящийся к телу: термин, применяемый для обозначения
различных явлений в организме, связанных с телом, - в противоположность психике.
СОМАТОАГНОЗИЯ
- вид тактильной агнозии; проявляется в нарушении узнавания частей
собственного тела, в нарушении представления о схеме тела.
СОМАТОПСИХОЛОГИЯ
- в круг ее проблем входит изучение личности, психологических
вопросов диагностики, лечения, экспертизы больных различными заболеваниями, не относимыми к
неврологическим и психическим. Особое значение имеет исследование больных с расстройствами
психосоматическими - внутренними заболеваниями (например, гипертоническая болезнь, хроническая
коронарная недостаточность, бронхиальная астма и пр.), в происхождении и течении коих ведущее
место занимают психические факторы.
СОМНАМБУЛИЗМ (лунатизм; снохождение) - форма сложного, внешне как бы
целенаправленного, но неосознаваемого поведения; происходит при переходе от сна к
гипнозоподобному состоянию (-> гипноз). Обыденный синоним - лунатизм: его происхождение
восходит к донаучным представлениям о влиянии Луны на человека во время сна.
Эпизоды сомнамбулизма обычно начинаются через час-полтора после засыпания, во время сна
медленного. Картина сомнамбулизма: субъект встает с постели и совершает ряд стереотипных и
координированных движений при открытых глазах; его действия могут быть и антисоциальными. При
этом зрачки сужены, взгляд застывший, на энцефалограмме регистрируется ритм спокойного
бодрствования (альфа-ритм), однако - не подавляемый раздражителями внешними и сохраняемый при
открытых глазах (что отличает это состояние от обычного расслабленного бодрствования). Спонтанный
переход к бодрствованию не происходит, сомнамбулизм обычно завершается возвращением к
|