2) способности психомоторные - проявляются в возможности музыканта при исполнении
передать свое понимание содержания музыкального произведения; выражаются в мастерстве и
виртуозности.
Специфическим синтезом способностей и доминирующим показателем музыкально одаренной
личности является музыкальность, основой коей служит эмоциональная отзывчивость на музыку.
Музыкальность как реактивное качество личности мало поддается развитию. Однако есть факты,
говорящие о расцвете музыкальности в результате обучения, удачно найденного репертуара, успешной
исполнительской деятельности.
СПОСОБНОСТЬ СПЕЦИАЛЬНАЯ
- психологические особенности индивида,
обеспечивающие возможности успешного выполнения определенного вида деятельности -
музыкальной, сценической, литературной и пр. Развитие способностей специальных опирается на
соответственные задатки, - например, слух музыкальный и память.
О способностях специальных них можно говорить в двух планах:
1) как о способностях в некоей области деятельности психической; сюда относятся способности
перцептивные, мнестические, логические и пр.;
2) как о способностях к определенному типу деятельности; сюда относятся способности
лингвистические, художественные, педагогические и пр.
Способности второго типа, как правило, описываются на базе первого типа, и тесты для их
диагностики включают задания для диагностики способностей первого типа.
Показано существование особых периодов сенситивных (-> сенситивность возрастная), на
протяжении коих развитие способностей специальных происходит особенно благоприятно. Так, для
музыкальных способностей это период до пяти лет, когда активно формируется слух музыкальный и
память.
В силу многозначности задатков возможно формирование способностей специальных на
достаточно различной анатомо-физиологической основе. Определенный уровень способностей
специальных (математических, художественных и пр.) можно сформировать практически у любого
здорового ребенка. Поэтому имеются реальные основания для направленного развития способностей
детей в условиях специально организованного обучения.
СПОСОБНОСТЬ УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ (способность к умозаключениям) - способность,
позволяющая решать задачи без предварительных пробных манипуляций. Появляется у высших
млекопитающих, преимущественно у обезьян и человека. Позволяет улавливать связь между
различными элементами ситуаций и выводить из нее правильное решение путем умозаключений, не
прибегая к пробным действиям наугад.
СРАВНЕНИЕ
- одна из логических операций мышления. Задания на сравнение предметов,
изображений, понятий широко применяются в психологических исследованиях развития мышления и
его нарушений. Анализируются используемые основания для сравнений, легкость перехода от одного из
них к другому и пр.
СРЕДСТВО ВОЗБУЖДАЮЩЕЕ
- наркотик или лекарство, прием коего возбуждает,
увеличивает энергию и активность индивида.
СРЕДСТВО ПСИХОТРОПНОЕ
- лекарственные препараты - химические соединения и
природные продукты, обладающие избирательной активностью по отношению к нормальной и
нарушенной деятельности психической (-> психофармакология); их действие направлено на изменения
в протекании процессов психических (процессов когнитивных, эмоций, поведения).
Есть различные их классификации, исходящие из принципов их химического строения,
фармакологической динамики, клинического эффекта и пр. В соответствии с последним особенно
распространено такое деление:
1) психолептики - вещества, подавляюще и успокаивающе воздействующие на систему нервную
центральную: аминазин, галоперидол, седуксен и пр.;
2) психоаналептики - стимуляторы активности, настроения и работоспособности: фенамин,
кофеин, сиднокарб и пр.;
3) психодизлептики - вещества, дезорганизующие деятельность мозга: диэтиламид лизергиновой
кислоты, бенактизин и пр.
|