3) выяснение компенсаторных возможностей замены слухового восприятия зрительным,
вибрационными ощущениями и пр.;
4) изучение особенностей мышления, памяти и других процессов психических, формирующихся в
условиях отсутствия или недоразвитости слуховых ощущений.
При нарушении слуха не только существенно затрудняется формирование речи и мышления
словесного, но и страдает развитие деятельности познавательной в целом.
Основной задачей сурдопсихологии является обнаружение компенсаторных возможностей, за
счет коих можно преодолеть недостатки слуха, получить достаточное образование, обеспечить участие в
деятельности трудовой.
Учет данных сурдопсихологии - необходимое условие организации обучения и воспитания
глухих и слабослышащих детей, их производственной подготовки и трудоустройства.
СФЕРА БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ -> бессознательное.
СФЕРА МОТИВАЦИОННАЯ
- образуется иерархической структурой мотивов, присущих
индивиду (=> мотив). Если сравнить ее со зданием, то у разных людей оно может иметь очень разную
форму: и в виде пирамиды с одной или несколькими вершинами, и с узким или широким фундаментом,
и высокое или низкое, и пр. Сферой мотивационной определяется масштаб и характер личности.
Обычно иерархические отношения мотивов не осознаются полностью. Они проясняются в ситуациях
конфликта мотивов.
В жизни мотивы сталкиваются не так уж редко, требуя выбора в пользу одного из них. Такое
столкновение - тест на иерархию мотивов и одновременно на качество личности.
СФЕРА МОТОРНАЯ
- одна из сфер проявления темперамента. Его проявления здесь можно
рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и
общее количество движений.
СФЕРА ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ
- одна из сфер проявления темперамента. Его проявления здесь
выражаются в виде разнообразных эмоций.
Предлагались различные варианты структурирования сферы эмоциональной. Один из них
основан на выделении отдельных чувств как субъективных элементов сознания. Предлагались три пары
элементарных чувств, составляющие независимые оси трехмерного пространства всей сферы
эмоциональной:
1)
удовольствие-неудовольствие;
2) возбуждение-успокоение;
3) напряжение-разрядка.
СХЕМА
- согласно Ж. Пиаже - типичная и повторяющаяся последовательность действий и
операций, наблюдаемая в способах приспособления организма к условиям среды.
Применительно человека - внутренняя интеллектуальная психологическая структура,
управляющая организацией мышления и поведения в различных ситуациях.
СХЕМА КАУЗАЛЬНАЯ - понятие психологии социальной. Широко распространилось с связи с
развитием исследований атрибуции каузальной. Означает:
1) принципы анализа причинности в сфере социального восприятия (-> перцепция социальная);
2) устойчивые представления о конкретных причинных связях.
Основные составляющие схемы каузальной, согласно особенно распространенной в западной
психологии социальной теории Дж. Кеяли, - это три принципа:
1) принцип обесценивания - преуменьшение восприятия роли данной причины в наступлении
события из-за наличия других причин, способствующих ему;
2) принцип усиление-преувеличение восприятие роли данной причины в наступлении, события
из-за наличия препятствующих ему факторов;
3) принцип систематического искажения причинных суждений о людях - систематическое
отклонение причинных объяснений поведения людей от правил формальной логики; основное
направление этих искажений - переоценка субъективной обусловленности поведения и недооценка его
объективной обусловленности.
Общие принципы схемы каузальной рассматриваются как самые общие и устойчивые
закономерности функционирования более конкретных схем каузальности. Более частные схемы
|