В творчестве особое место занимает воображение творческое. Наряду с воображением
творчество включает в себя интенсивную работу мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей.
Но оно не сводится к одному воображению, одному мышлению или одному чувству.
Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества: подготовку,
созревание, озарение и проверку. Центральным, специфически творческим моментом считалось
озарение - интуитивное схватывание искомого результата.
Экспериментальные исследования показали, что интуитивное решение возникает в деятельности
предметной, доступной анализу. Выделяя специфику психической регуляции процесса творчества, К. С.
Станиславский выдвинул представление о сверхсознании как высшей концентрации духовных сил
личности при порождении творческого продукта (надсознательное).
С развитием кибернетики предпринимаются попытки моделировать процессы творчества на
компьютере (программирование эвристическое). Передача техническим устройствам доступных
формализации операций умственных резки повысила интерес к тем процессам творчества, кои
невозможно формализовать. Зависимость от них научно-технического прогресса - открытий,
изобретений и прочего - направила усилия психологов на разработку методов диагностики
способностей творческих и стимуляции творчества (например, атака мозговая).
Обусловленность творчества той сферой культуры, где оно реализуется (производство, техника,
искусство, наука, политика, педагогика и пр.), требует выявить своеобразие психологии творчества в
каждой из них, а также характер отношений между ними.
ТВОРЧЕСТВО КОМПЬЮТЕРНОЕ - вид творческой деятельности, выполняемой посредством
компьютера. При правильной организации использования компьютера существенно расширяются
возможности человеческого творчества, связанные с постановкой и решением новых задач. Эти задачи
могут быть составной частью научного, технического, художественного, организационного творчества,
что открывает возможность классифицировать творчество компьютерное. Существенное значение
имеет организация диалога между компьютером, реализующим алгоритмические процедуры, и
человеком как субъектом творчества компьютерного.
Возникла практика обучения творчеству с использованием компьютеров.
ТЕКСТ
- законченное, целостное содержательно и структурно речевое произведение; продукт
порождения (производства) речи, отчужденный от субъекта речи (говорящего); в свою очередь, является
основным объектом ее восприятия и понимания. Нередко под текстом понимается только текст
письменный - продукт речи письменной; но и структурные - в частности, языковые (лингвистические) -
закономерности построения текста, и закономерности его социального функционирования
принципиально общи для речи устной и письменной.
Любой текст, воспринимаемый как «нормальный», обладает признаками цельности и связности.
Под связностью понимается семантическая, синтактическая, интонационная и прочие
взаимозависимости отдельных компонент текста (высказываний), обеспечиваемая в разных языках (и
разных текстах) разными средствами. Обычно связность реализуется в пределах 7 + 2 последовательных
высказываний (один абзац текста письменного).
Цельность текста - характеристика психолингвистическая. Цельным можно считать текст,
реализующий единую речевую программу говорящего (пишущего) и ощущаемый слушателем (читателем)
как законченная единица общения. Цельный, текст обладает своей содержательно-композиционной
структурой, различной для текстов разной функциональной направленности и включающей основной
предикат (главную мысль) и дерево вторичных, третичных и прочих предикатов.
Компрессия (сжатие) текста сводится к «обрубанию» этих периферийных «ветвей» его
содержательной структуры. В патологических случаях (например, при некоих видах шизофрении)
порождаемый больным текст теряет цельность, сохраняя связность.
Функциональная направленность текста определяется его местом и ролью в процессах общения:
художественный (особенно поэтический), учебный, информационный, юридический и пр.
Тексты взаимно отличаются цельностью (содержательно-композиционной структурой),
связностью (например, поэтический текст отличается от учебного ритмом, рифмой и пр.), а также
отбором лексических и стилистических средств. Восприятие текста предполагает выделение в нем
структурно-смысловых опор. Любой текст также удовлетворяет требованиям конситуативности
|