ВЛЕЧЕНИЕ
- инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении
удовлетворения этого желания. Психическое состояние, выражающее недифференцированную,
неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта, - уже имеющее эмоциональную
окраску, но еще не связанное в выдвижением сознательных целей. Преходящее явление, ибо явленная в
нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в конкретное желание, намерение, мечту и
пр. Влечение - одно из центральных понятий психоанализа. Это - стремление к удовлетворению
неосознанной или недостаточно осознанной потребности, своеобразный первоисточник всякого
психического движения и поведения, характерный наличием источника энергии (силы), цели и объекта.
При этом недостаточность сознательного контроля обусловлена тем, что связь предмета и
эмоционального отклика на него первоначально должна быть подвергнута цензуре по критерию
соответствия образу Я, а это может вести к включению механизмов защиты психологической. Согласно
З. Фрейду, влечение происходит из внутренних источников раздражения и действует как постоянная
сила, ориентированная на устранение возбуждения; потому это понятие служит для отграничения
душевного от телесного. Самое простое и естественное предположение о природе влечений - что они
не обладают никаким качеством, а принимаются во внимание как мерило требуемой работы,
предъявляемой душевной жизни. Лишь отношение влечений к их соматическим источникам и их целям
отличает их друг от друга и придает им специфические свойства. Источник влечений - возбуждающий
процесс в некоем органе; ближайшая цель влечения - прекращение этого раздражения. Итак, в
психоанализе классическом влечение характеризуется четырьмя аспектами: источником, целью,
объектом и силой (энергией). С начала 20-х гг. Фрейд разделял:
1) влечения к жизни - жизнеутверждающие; их цель - сохранение и развитие жизни во всех ее
аспектах; сюда относятся влечения сексуальные и влечение к самосохранению;
2) влечения к смерти, агрессии, разрушению; под ними понимаются присущие индивиду, обычно
бессознательные, тенденции к саморазрушению и возврату в неорганическое состояние. Влечения
понимаются и как наличие в организме стремления к восстановлению некоего прежнего состояния. Они
опираются на раздражения, идущие изнутри организма, и действуют постоянно, избирая объектом то,
посредством чего могут достичь цели. В числе объектов могут быть и части собственного тела. Хотя
психоанализ преувеличивает значение влечений в психической жизни личности, в частности -
влечения сексуального (-> либидо), его последователи выявили важную роль конкретных влечений в
формировании различных личностных структур, механизмов защитных и пр. (-> защита
психологическая).
ВЛЕЧЕНИЕ: ИСТОЧНИК
- По З. Фрейду - тот соматический процесс в некоем органе или
части тела, раздражение коего в душевной жизни воплощается во влечении.
ВЛЕЧЕНИЕ: ОГРАНИЧЕНИЕ
- обусловленный обществом процесс определения условий и
границ проявления сопряженных агрессивных и эротических влечений. Согласно З. Фрейду, выступает
как необходимая предпосылка, основание и механизм построения культуры.
ВЛЕЧЕНИЕ: ФИКСАЦИЯ
- остановка и закрепление влечения, в особенности частного, на
каком-то уровне, ступени, фазе, периоде развития.
ВЛЕЧЕНИЕ ЗАДЕРЖАННОЕ
- влечения, задержавшиеся на пути к удовлетворению активной
или пассивной цели, в результате чего появляется длительная привязанность к объекту и устойчивое
стремление. Пример - отношение нежности.
ВЛЕЧЕНИЕ К ЖИЗНИ (инстинкт жизни) - обеспечивают сохранение, поддержание и развитие
жизни во всех ее аспектах. Согласно З. Фрейду - противоположны влечениям к смерти и по своей сути
сексуальны. Сюда относятся собственно влечения сексуальные и влечение к самосохранению.
ВЛЕЧЕНИЕ К СМЕРТИ (инстинкт смерти; танатос) - одно из двух ведущих влечений,
своеобразный противовес влечения к жизни. Под ним понимаются присущие индивиду - как правило,
бессознательные - тенденции к саморазрушению и возврату в неорганическое состояние; вовне они
проявляются в агрессии по отношению к лицам и предметам. Нормально находясь в диалектическом
единстве с влечением к жизни, в патологии они могут вылиться в садистские извращения,
самообвинения и пр. Согласно З. Фрейду, его основная задача и содержание влечения к смерти -
возвращение организма в безжизненное состояние. Эта бессознательная тенденция обладает импульсом,
который может направляться против своего носителя - как саморазрушение, различные извращения,
|