От других средств проверки свойств личности тест отличается соответствием требованиям
надежности, точности и валидности. Тест, созданный для измерения одного свойства, называется
гомогенным. Совокупность тестов гомогенных, связанная общей концепцией или теорией измерения
различных свойств личности, образует тест гетерогенный.
История тестов как научно обоснованного метода измерения началась с конца XIX в.
Родоначальником тестов считается Д. Кеттелл; большой вклад в его развитие внес Ф. Гальтон.
Существует достаточно развитая теория тестов. На первом этапе ее создания основное внимание
уделялось повышению качества измерений психологических на основе классического аппарата теории
погрешностей измерений. Позднее теория тестов психологических стала развиваться на базе анализа
латентно-структурного (П. Лазарсфельд и пр.) и связанного с ним ряда математических моделей
измерения. На смену классической теории тестов пришла «математическая теория оценки качества
заданий и параметров личности». На ее основе делаются все современные тесты. Использование этой
теории позволяет построить характеристические кривые заданий теста, отражающие эффективность их
работы применительно каждого испытуемого. Это обусловливает широкое применение тестирования
адаптивного - в зависимости от целей исследования и возможностей испытуемых.
Тесты весьма разнообразны. Есть множество их классификаций по различным основаниям - в
зависимости от тестового материала, диагностируемых особенностей и формы проведения:
1) по предмету тестирования - качеству, оцениваемому тестом - различаются тесты интеллекта,
тесты личностные и тесты межличностные;
2) по особенностям используемых задач - различаются тесты практические, тесты образные и
тесты словесные;
3) по характеру материала для испытуемых - различаются тесты бланковые и тесты
аппаратурные;
4) по объекту оценивания - различаются тесты процессуальные, тесты достижений, тесты
способностей, тесты состояний и свойств (-> тест состояний | свойств). Сверх того, выделяются тесты
групповые и индивидуальные.
Тесты интеллекта часто выделяются в отдельную группу: к ним обращаются, когда нужно точно
определить общий уровень развития интеллектуального (-> развитие умственное: уровень).
Особую группу составляют тесты проективные, основанные не на прямой, но косвенной оценке
качеств испытуемого. Оценка получается путем анализа того, как испытуемый воспринимает и
интерпретирует некие многозначные объекты: сюжетно-неопределенные картинки, бесформенные
пятна, незавершенные фразы и пр. Предполагается, что в ходе тестирования он неосознанно
«вкладывает»-«проецирует» самого себя.
Как метод тестирования в исключительных случаях применяется эксперимент
психодиагностический - в основном, когда выявление и оценка нужного качества иным способом не
представляется возможным.
Самые существенные признаки тестов:
1) стандартизованность предъявления и обработки результатов;
2) независимость результатов от влияния экспериментальной ситуации и личности психолога;
3) сопоставимость индивидуальных данных с нормативными - полученными в тех же условиях в
достаточно репрезентативной группе.
Разработка тестов предполагает их статистическую) проверку по критериям валидности,
надежности, однородности, дифференцирующей силы, достоверности и прогностичности. Как к
методам точной диагностики, к ним предъявляются особые требования:
1) адаптированность к данной стране и данным условиям (-> адаптированность
социокультурная);
2) простота формулировок и однозначность тестовых заданий (-> задание: простота |
однозначность);
3) ограниченное время выполнения заданий (-> задание: ограниченность временная);
4) наличие норм тестовых для данного теста. Помимо того, к ним предъявляются требования,
типичные для всех методик психодиагностических: валидность, надежность, однозначность и точность.
|