Navigation bar
  Print document Start Previous page
 524 of 599 
Next page End  

профессиональных заданий. Критерием служит наличие или отсутствие этих знаний. Тестирование
критериально-ориентированное позволяет обнаружить при анализе результатов конкретные недочеты
развития умственного как индивидов, так и целых групп, и наметить меры для их устранения.
По своей сущности эти тесты представляют собой инструмент связи обратной в организации
процессов обучения. Они конструируются на базе анализа логико-психологической структуры критерия.
Между методикой и критерием заранее предусматривается психологическое соответствие,
релевантность. Результаты тестирования, проведенного с помощью этих методик, оцениваются не по
порядковому месту испытуемого в выборке и не по отношению к статистической норме, а по
отношению этих результатов ко всей сумме тестовых задач. Каждая из задач построена из ключевых
понятий и терминов критерия, с коими испытуемому предлагается выполнить логические операции.
Этим индивидуальные оценки по таким тестам отличаются от оценок, получаемых при традиционном
тестировании интеллекта и способностей.
Первые сообщения о тестах критериально-ориентированных появились на Западе в начале 60-х
гг. Позднее проблемы тестирования критериально-ориентированного обсуждались во многих
монографиях и руководствах, посвященных психодиагностике. Положительно оценивались результаты
применения тестов критериально-ориентированных в школе. Западные авторы тестов критериально-
ориентированных уделяют недостаточно внимания собственно психологическим аспектам методик.
Отечественные психологи, работая в этой области, руководствовались в исследованиях принципом
единства формы и содержания мышления. Было показано, что успех индивида в работе с каким-то
одним предметным содержанием (например, заданиями по математике) не означает, что он столь же
успешно будет работать с другим предметным содержанием (например, заданиями по языку, по
биологии). В каждом случае можно обнаружить специфику выделения в предметном содержании
признаков, нужных для успешного выполнения задания. При этом успех зависит не только от
предшествующего обучения, но и от природных данных индивида.
ТЕСТ ЛИЧНОСТНЫЙ (тест личности) - методы психодиагностики, посредством коих
измеряются различные стороны личности: установки, ценности, отношения; свойства эмоциональные,
мотивационные и межличностные; типичные формы поведения. Связаны с диагностикой устойчивых
индивидуальных особенностей субъекта, определяющих его поступки. Служат для определения
выраженности мотивации, интересов, эмоций и отношений индивида, а также особенностей его
поведения в определенных ситуациях.
Известно несколько сотен разновидностей таких тестов, поэтому крайне важно их верное
понимание, толкование и ответственное использование результатов.
К тестам личностным относятся: тесты темперамента, тесты характера, тесты мотивации, тесты
эмоций и тесты способностей. С другой стороны, выделяются:
1) тесты комплексные - дающие разностороннюю оценку состояния личности или ее отдельных
свойств;
2) тесты частные - оценивающие лишь отдельные черты личностные, мотивы, эмоции и пр.
Тесты личностные обычно имеют одну из трех форм:
1) опросники и шкалы (-> опросник личностный; шкала установок);
2) тесты ситуационные или тесты действия - использующие перцептивные, когнитивные или
оценочные задачи, оценку себя, своих конструктов личностных, и пр.;
3) тесты проективные;
4) тесты смешанных форм (-> принцип субъектности отраженной).
Дальнейшее развитие тестов личностных связано с учетом влияния специфики ситуации на
поведение личности.
ТЕСТ ЛЮШЕРА (тест предпочтений цветовых) - относится к тестам проективным, к группе
тестов импрессивных. Предложен швейцарским психологом М. Люшером в 1948 г. В самом
распространенном варианте материал представляет набор цветных карточек. Полный набор содержит
73 карточки 25-ти разных цветов, но чаще применяется неполный набор из восьми разноцветных
карточек. Все они предъявляются одновременно на белом фоне, и клиенту предлагается расположить их
в порядке предпочтения.
Hosted by uCoz