Главная установка, обеспечивающая успешность общения делового, состоит в готовности
ориентироваться на другого человека, признавать ценность его личности, принимать во внимание
интересы партнера. В группах тренинга общения делового на занятиях обязательно проводятся
дискуссии групповые и игры ролевые, для коих используются ситуации, адекватные содержанию
основной деятельности участников.
ТРЕНИНГ ПЕРЦЕПТИВНЫЙ
- вид тренинга социально-психологического, направленный на
развитие способности адекватного и полного познания себя (->Я), других людей и отношений,
складывающихся в ходе общения. Получаемые в нем новые сведения побуждают человека к
переосмыслению сложившихся представлений о себе и о других людях, в конечном счете побуждают к
самосовершенствованию.
В ходе занятий участники тренинга перцептивного получают информацию:
1) о том, как они выглядят в глазах других людей (-> рефлексия);
2) о том, как их действия и поступки воспринимаются другими (-> перцепция социальная).
Такой обмен впечатлениями происходит в дискуссиях групповых, организуемых и направляемых
ведущим занятия психологом. В тренинге широко применяются упражнения психогимнастические и
приемы психодрамы.
ТРЕНИНГ ПРИВИВКОЙ СТРЕССА - психотерапевтический прием в рамках психотерапии
когнитивной. Процедура проведения состоит в том, что клиент - после овладения новыми способами
осознания и оценивания происходящих событий - помещается в типичные стрессогенные ситуации,
моделируемые психотерапевтом в контролируемых условиях. Этот прием распространен прежде всего
при лечении страхов и для устранения реакций гнева или агрессии.
ТРЕНИНГ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
- область психологии практической,
ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью
развития компетентности в общении (-> компетентность социально-психологическая).
Базовые методы тренинга социально-психологического - дискуссия групповая и игра ролевая в
различных модификациях и сочетаниях. Численность группы - обычно от 7 до 15 человек;
продолжительность общего цикла занятий - от нескольких дней до месяцев. Встречи участников могут
быть ежедневными или более редкими (один-три раза в неделю). Продолжительность отдельной
встречи - от полутора до трех и более часов. Возможны так называемые группы-марафоны, проводимые
за два-три дня непрерывной работы.
Общая цель тренинга социально-психологического конкретизируется в следующих задачах:
1) овладение психологическими знаниями;
2) формирование умений и навыков в сфере общения;
3) коррекция, формирование и развитие установок, нужных для успешного общения;
4) развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей;
5) коррекция и развитие системы отношений личности.
Различие акцентов в конкретных задачах, исходных посылках и методические модификации
приводят к многообразию частных форм тренинга. Особенно известны: тренинг поведенческий,
тренинг чувствительности (-> Т-группа), тренинг ролевой, видеотренинг и пр.
Основной контингент участников составляют представители профессий, чья деятельность
предполагает интенсивное общение (-> тренинг общения делового), а также люди, испытывающие
трудности в сфере человеческих контактов (-> тренинг перцептивный).
В группе тренинга социально-психологического особый акцент делается на создании климата
доверия, позволяющего реализовать большую по сравнению с повседневным общением интенсивность
открытой связи обратной. В результате участники получают возможность реально увидеть себя со
стороны и сориентироваться в собственном сложившемся опыте общения, что является необходимой
предпосылкой и составляющей развития компетентности в общении.
Создание климата доверия существенно определяется особой формой проведения занятий, когда
ведущий не является преподавателем в традиционном смысле. Его позиция ролевая направлена не на
противопоставление себя группе, а на интеграцию с ней: он выступает одним из участников работы
групповой, хотя и задает на первых этапах групповые нормы и модели поведения. Для достижения
|