Динамическое рассмотрение предполагало изучение душевных процессов как форм проявлений
определенных целенаправленных влечений, тенденций и прочего, обычно скрытых от сознания, а
также - с позиции переходов из одной подсистемы в другую.
Экономическое рассмотрение означало анализ процессов психических с позиции их
энергетического обеспечения - в частности, энергией либидо. Энергическим источником считается Оно
- средоточие слепых инстинктов, сексуальных либо агрессивных, стремящихся к немедленному
удовлетворению независимо от отношений субъекта к внешней реальности. Приспособлению к этой
реальности служит Я, кое воспринимает информацию о мире и состоянии организма, сохраняет ее в
памяти и регулирует ответные действия в интересах самосохранения индивида. Сверх-Я содержит
моральные стандарты, запреты и поощрения, усвоенные большей частью бессознательно в ходе
воспитания, прежде всего - от родителей. Возникая благодаря механизму идентификации ребенка со
взрослым (отцом), оно проявляется как совесть и может вызвать чувства страха и вины. Поскольку
требования к Я со стороны Оно, Сверх-Я и внешней реальности несовместимы, индивид неизбежно
пребывает в ситуации конфликта. Это создает невыносимое напряжение, от коего он спасается с
помощью механизмов защитных - вытеснения, рационализации, сублимации, регрессии и пр.
Важная роль в формировании мотивации отводится детству; считается, что оно однозначно
определяет характер и установки взрослой личности. Задача психотерапии усматривается в том, чтобы
выявить травмирующие переживания и освободить от них личность путем катарсиса, осознания
вытесненных влечений, понимания причин симптомов невротических. Для этого применяется анализ
сновидений, метод ассоциаций свободных и пр. В ходе психотерапии терапевт наталкивается на
сопротивление клиента, кое сменяется эмоционально позитивной установкой по отношению к врачу -
трансфером, благодаря чему возрастает «сила Я» клиента, осознающего источник своих конфликтов и
изживающего их.
Фрейдизм ввел в психологию ряд важных проблем:
1) проблему мотивации бессознательной:
2) проблему соотношения нормальных и патологических явлений психики;
3) проблему механизмов защитных психики;
4) проблему роли сексуального фактора;
5) проблему влияния детских травм на поведение взрослого;
6) проблему сложного строения личности;
7) проблему противоречий и конфликтов в психической организации субъекта.
В трактовке этих проблем он отстаивал положения:
1) о подчиненности мира внутреннего и поведения асоциальным влечениям;
2) о всесилии либидо - пансексуализм;
3) об антагонизме сознания и бессознательного.
Эти положения вызвали критику со стороны многих школ психологических.
ФРЕЙДО-МАРКСИЗМ (фрейдомарксизм) - общее обозначение различных течений,
стремящихся объединить фрейдизм и марксизм, но руководствующиеся разнообразными идеями,
ориентациями и принципами. Особенно типичны стремления к объединению на основе общности
отдельных положений, объединению по принципу равновесной дополнительности, дополнению
фрейдизма марксизмом или наоборот.
Основателем считается В. Райх, хотя сам этот термин впервые появился в советской литературе.
Сформировался фрейдо-марксизм в двадцатые годы и значительно распространился в СССР, в
определенной мере - в Германии и США. В шестидесятые годы XX века в США и Европе,
преимущественно во Франции, стали популярны фрейдо-марксистские идеи немецко-американского
философа Херберта Маркузе. Идеи фрейдо-марксизма остаются предметом полемики.
Райх считал, что революционная борьба пролетариата должна быть дополнена борьбой за новую
политику в области воспитания сексуального. Продолжатель этой линии Маркузе усматривал смысл
капиталистической эксплуатации в ограничении реализации людьми своих влечений, в том числе
извращенных, а революционную борьбу сводил в к борьбе за раскрепощение инстинктов. Согласно ему,
революционными силами являются отверженные общества, к коим относятся студенты, безработные,
люмпен-пролетариат и национальные меньшинства. Такого рода взгляды сделали Маркузе идеологом
|