К функциям психическим натуральным относятся непроизвольные функции - сенсорная,
моторная, мнемическая и пр. Они занимают самый нижний этаж в структуре деятельности. Имеются и у
животных.
ФУНКЦИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ
- в теории деятельности под ними понимаются
физиологические обеспечения процессов психических. Сюда относится ряд способностей организма,
как способность к ощущению, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторная
способность и пр. Соответственно говорится о функциях сенсорной, мнемической и моторной. К этому
уровню относятся и врожденные механизмы, закрепленные в морфологии системы нервной, и те, что
созревают в первые месяцы жизни.
Граница между операциями - автоматизмами и функциями психофизиологическими достаточно
условна, подобно границе между действиями и операциями (-> действие | операция). Но эти функции
выделяются в особый уровень из-за их «организмического характера». Они достаются субъекту от
природы и всегда готовы к использованию. Можно сказать, что они составляют одновременно и
необходимые предпосылки, и средства деятельности.
ФУНКЦИЯ СЕМИОТИЧЕСКАЯ
- в психологии - способность человека создавать и
использовать системы знаковые - символы, представляющие или замещающие реальные объекты, и
оперировать ими как соответственными реальными объектами.
_Х_
ХАРАКТЕР
- это понятие трактуется далеко не однозначно. Имеются трудности различения
характера и темперамента (-> темперамент | характер); еще больше споров возникает при попытках
разведения понятий характера и личности. Избежать смешения этих понятий можно, если
придерживаться более узкого их толкования. Характер - в узком смысле - определяется как
индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в
определенных условиях, - как совокупность устойчивых свойств индивида, в коих выражаются способы
его поведения и эмоционального реагирования. Черты характера помогают - или мешают - личности
устанавливать правильные взаимоотношения с людьми, проявлять выдержку и самообладание в
решении сложных жизненных вопросов, отвечать за свои действия и поведение в обществе. Познание
характера позволяет со значительной долей вероятности предвидеть поведение индивида и так
корректировать ожидаемые действия и поступки. При таком определении характера его свойства можно
отнести к формально-динамическим особенностям поведения. В структуре личности характер особенно
полно отражает ее целостность. Нужно четко представлять и учитывать соотношение характера с
темпераментом. Нередко встречается смешение черт характера с тем или иным проявлением
темперамента. Характер и темперамент связаны единой физиологической основой, будучи зависимы от
типа системы нервной. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента.
Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать. Но черты характера не
предопределяются темпераментом. В формировании характера человека ведущую роль играют формы
социальных взаимоотношений. Поэтому при известной вариативности черт характера, обусловленных
наследственностью и личным опытом разрешения жизненных проблем, характер людей, живущих в
схожих общественных условиях, имеет много схожих черт. Характер обусловлен бытием общественным
личности, усвоением опыта социального, что порождает типические черты характера, определяемые
типическими обстоятельствами жизненного пути в конкретно-исторических условиях. В единстве с
социально-типическим в характере выступает его индивидуальное своеобразие, порождаемое
разнообразными неповторимыми ситуациями, в коих протекает социализация субъекта, его воспитание
и развитие индивидуальности, зависящее и от природных предпосылок (-> задаток; темперамент).
Среди множества черт характер некоторые выступают как ведущие, другие - как второстепенные,
обусловленные развитием ведущих свойств; при этом они могут и гармонировать, и резко
контрастировать с ведущими свойствами, что образует цельные или более противоречивые характеры.
Проявляясь в деятельности, характер формируется в ней, обнаруживая зависимость и от ее содержания и
смысла личностного для индивида, и от ее успешности, и от отношения индивида к своим успехам и
неудачам (-> уровень притязаний). Характер проявляется в системе отношений к действительности:
|