исходным свойством шизоида - он формируется и усиливается в ходе жизни. Шизоид, как всякий
человек, временами пытается войти с окружающими в эмоциональный контакт. Но ввиду
парадоксальности его сферы эмоциональной - одновременно раздражительности и холодности - он не
находит понимания, отчего замыкается и уходит в себя. Отмечаемые «аристократическая сдержанность»,
«холодность» «чопорность» и «сухость» для него - скорее вторичные свойства, выработанные, чтобы
отдалиться от окружающих и тем защититься от эмоциональных травм. Его «слабое звено» -
необходимость быстро устанавливать с окружающими глубокие, неформальные, эмоциональные
контакты.
ХАРАКТЕР ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ
- один из типов акцентуации характера (характер:
акцентуация). Свойственны склонность к злобно-тоскливому настроению с накоплением агрессии,
конфликтность, вязкость мышления, скрупулезная педантичность.
ХАРАКТЕРОЛОГИЯ
- 1. Одно из направлений немецкой психологии XX в.» трактующее
человеческую индивидуальность как душевно-телесную целостность, первичную по отношению к миру,
где она живет, и определяемую в поведении изначально присущими ей свойствами. Главный
представитель - Л. Клагес, считавший, что изучение характера должно базироваться на наблюдении,
описании и систематическом истолковании не осознаваемых субъективных состояний, а движений
выразительных -
таких как почерк, жесты и пр. За этим эмпирико-психологическим учением стояла
восходящая к взглядам Ф. Ницше теория о «духе как противнике души», согласно коей человеку
свойственно противоречие между его спонтанной жизнью в качестве неповторимой целостной
личности и безличностно-универсальным духом, разрушающим его уникальность и неповторимость. 2.
В широком смысле - учение о характерах, дисциплина, посвященная исследованию сущности характера
и средствам выявления его типов. Важнейшие проблемы характерологии как учения о характерах:
1) установление основных типов характера;
2) опознание типа характера по его проявлениям в каждом отдельном случае, что дает
возможность целостного индивидуально-психологического понимания и прогнозирования поведения
человека в определенном кругу ситуаций. В истории психологии известны два основных подхода к
проблеме характера. Согласно первому, «статическому», характер трактуется как неизменный набор,
структура основных черт, безотносительно анализа его формирования и развития. Законченное
выражение такой взгляд нашел у немецкого психопатолога Э. Кречмера, рассматривавшего характер в
связи со строением тела как психическую конституцию человека, соответственную его соматической
конституции, объясняя его в итоге врожденными, прежде всего эндокринными факторами. В
психоанализе З. Фрейда и его учеников образование отдельных черт и типов характера рассматривается
как результат напряженной работы человека по разрешению ситуаций конфликтных. С этой позиции
характер оказывается «кристаллизацией» борьбы человека за реализацию своего, во многом
бессознательного жизненного плана. Отечественная психология исходила из признания общественно-
исторической обусловленности характера и роли воспитания в его формировании. Но если одни
исследователи ставят акцент на «природной» основе характера, связывая с ним прежде всего
формально-динамические особенности поведения (-> темперамент), отмечают его роль в формировании
общей «направленности» личности,
;
ее отношения к различным сферам социального бытия.
ХАРИЗМА - приписывание личности богоданных свойств, вызывающих преклонение перед ней
и безоговорочную веру в ее особые способности и возможности. Феномен характерен для групп малых
и особенно для больших, склонных персонифицировать свои идеалы в процессе сплочения. Чаще
возникает в экстремальных исторических обстоятельствах. Харизматическому лидеру приписываются
все успехи его сторонников, даже явные неудачи обращаются его прославлением: бегство
воспринимается как спасение, любые потери - как необходимые жертвы, абсурдные утверждения - как
непостижимая мудрость. Его неудачи Списываются на других людей или противодействующие
обстоятельства. Способности харизматического лидера, выступающего на религиозной или
политической арене, мистифицируются; для него типична функция избавителя. Харизма возникает,
когда складывается соответственная социально-психологическая потребность. Как феномен психологии
групповой она обычно воспринимается в обращенном виде: внимание сосредоточивается в основном
на лидере, а не на создающих харизму его последователях. В психологии религиозной харизма предстает
|