ЧЕЛОВЕК: КОНСТИТУЦИЯ
- система генетически обусловленных морфологических,
физиологических и психических особенностей индивида, позволяющая отнести его к одному из ряда
определенных типов. Как было показано - прежде всего на клиническом материале (Э. Кречмер, У.
Шелдон, X. Ю. Айзенк) - между телосложением, внешним видом и определенными психическими
свойствами личности имеются некие корреляции.
ЧЕЛОВЕК: ОНТОГЕНЕЗ
- специфически человеческий путь онтогенеза - усвоение, или
присвоение общественно-исторического опыта. У животных он полностью отсутствует. Отсюда
обучение и воспитание - это общественно выбранные способы передачи человеческого опыта,
обеспечивающие «искусственное развитие ребенка» (в противовес «естественному развитию детеныша
животного»). Генеральный путь онтогенеза человека - присвоение искусственного, культурно
созданного опыта, а не развертывание естественно заложенного. Этот путь и определяет социальную
природу психики человека.
ЧЕЛОВЕК: ОРИЕНТИРОВАНИЕ (три ориентирования человека) - согласно Э. Фромму, формы
и способы ориентации и проявления фундаментальных тенденций человека - некрофилии, нарциссизма
и влечения инцестуального, - кои в злокачественных проявлениях обнаруживают стремление к
«схождению».
ЧЕЛОВЕК: ПОДХОД КОМПЛЕКСНЫЙ (комплексный подход к человеку) - систематическое
изучение целостного индивидуалвно-психологического становления человека на всех этапах его пути
жизненного. Согласно принципам подхода комплексного к человеку, сформулированным Б. Г.
Ананьевым, индивидуальное развитие человека выступает в трех планах:
1) онтопсихологическая эволюция психофизиологических функций - характеристика человека как
индивида;
2) становление деятельности и истории развития человека как субъекта труда - характеристика
человека как субъекта деятельности;
3) путь жизненный человека - характеристика человека как личности. Результат объединения всех
свойств индивида, личности и субъекта деятельности образует психологическую неповторимость
человека, его индивидуальность. Развитие человека рассматривается прежде всего с позиции
формирования его как индивидуального целого, как конечный результат такого взаимодействия
«натурального» и «культурного» рядов, онтогенеза и биографии, характер коего обусловлен в первую
очередь конкретно-историческими условиями общественной жизни человека, когда структура
социальных связей, реализующихся в деятельности совместной с другими людьми и в общении,
переходит во внутреннюю структуру самой личности. Подход комплексный к человеку как целостному
образованию, явленному в единстве его природных и социальных условий, позволяет исследовать его
психологическое содержание по двум направлениям:
1) субординационному или иерархическому, согласно коему более сложные и общие
специальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и
психофизиологические свойства;
2) координационному, согласно коему взаимодействие различных психических свойств и
функций допускает относительную их автономию. Показана сложная, но устойчивая взаимосвязь
характеристик человека как индивида и как личности, выявлены закономерные стадии их появления и
развития, определены возрастные и половые различия в их функционировании, установлена
взаимосвязь между сенсорными, интеллектуальными, мнемическими и другими функциями и их
зависимость от индивидуального жизненного пути человека.
ЧЕЛОВЕКОВОСПРИЯТИЕ (восприятие человека человеком) - понятие, используемое в
психологии социальной. Означает процесс построения индивидом образа другого человека,
разворачиваемый при непосредственном общении с ним. Включает в себя все уровни отражения
психического. Этому процессу свойственны особые временные характеристики:
1) первоначально при восприятии незнакомого человека главное внимание уделяется его
внешности - экспрессии лица, глазам, прическе, движениям выразительным;
2) при разворачивании процесса восприятия формируются представления о чертах характера
человека, его способностях, интересах, эмоциональных состояниях; очень часто все это группируется
|