шкалирования состоит в конструировании по определенным правилам самой шкалы и содержит два
этапа:
1) на этапе сбора данных, от методов коего зависит вид социально-психологической
информации, создается эмпирическая система исследуемых объектов и фиксируются типы отношений
между ними;
2) на этапе анализа данных, от методов коего зависит объем информации, строится числовая
система, моделирующая отношения эмпирической системы объектов; иногда этот этап обозначается как
выбор и реализация метода шкалирования. Есть два типа задач, решаемых с помощью методов
шкалирования:
1) числовое отображение совокупности объектов с помощью их усредненной групповой оценки;
в этом случае отображение производится с помощью шкалы оценок;
2) числовое отображение внутренних характеристик индивидов посредством фиксации их
отношения к некоему социально-психологическому явлению; в этом случае отображение производится с
помощью шкалы установок.
ШКОЛА
- 1. Переносно - выучка, опыт, достигнутый в чем-либо, а также то, что эту выучку и
этот опыт обеспечивает. 2. Направление в области науки, искусства и пр.
ШКОЛА: СЛУЖБА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ (психологическая служба в школе) -
специализованное подразделение в системе народного образования, основная задача коего -
обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого
ребенка, нарушение коих мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных
возможностей учащихся и влечет необходимость психолого-педагогической коррекции. Деятельность
службы выполняется практическим психологом, работающим в учебно-воспитательном учреждении
или в психологическом кабинете при отделе народного образования, оказывающем консультативную
помощь всем учебно-воспитательным учреждениям региона. Основные направления деятельности:
1) психопрофилактика - направлена на формирование у педагогов и родителей потребности в
получении и использовании психологических знаний о психическом развитии детей на каждом
возрастном этапе - с целью своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении
личности и интеллекта;
2) психодиагностика - направлена на углубленное психолого-педагогическое изучение школьника
в периодах дошкольного и школьного детства, на выявление индивидуальных особенностей,
определение причин нарушений в учении и поведении;
3) развитие и психокоррекция - задачи этих направлений определяются ориентацией службы
психологической на обеспечение соответствия развития ребенка возрастным нормативам, на помощь
педагогическим коллективам в индивидуализации обучения и воспитания детей, в развитии их
способностей, в становлении личности;
4) консультирование психологическое - его задача состоит в оказании помощи педагогам,
родителям и детям по широкому кругу личностных, профессиональных и других конкретных жизненных
проблем.
ШКОЛА АВСТРИЙСКАЯ (школа Грацкая) - группа исследователей - X. Эренфельс, С. Витасек,
В. Бенусси и прочие - работавших в основном в Грацком университете с 80-х гг. XIX в. по 10-е гг. XX в.
под руководством психолога и философа А. Мейнонга. В постановке и разработке проблемы
целостности сознания школа исходила из концепции Ф. Брентано. Было введено понятие гештальт-
качества как обозначение целостности психического образа и сознания в целом, его несводимости к
сумме составляющих его ощущений. Гештальт-качество считалось высшим представлением,
возникающим на основе низших представлений - ощущений и прочего - в результате особого
продуктивного духовного акта. Защищая тезис о необходимости активности субъекта для появления
целостного психического образа, представители школы пытались доказать его справедливость
экспериментально. Школа австрийская подготовила переход от элементаристской стратегии к
целостной, позже предложенной гештальт-психологией и школой Лейпцигской. Она поставила
проблему выделения иных, чем в психологии ассоцианистской, единиц сознания, проблему целостно-
образующих, системно-образующих факторов его, проблему активности субъекта в построении
целостного образа (что неправомерно игнорировалось гештальт-психологией). Школа внесла свой вклад
|