Navigation bar
  Print document Start Previous page
 594 of 599 
Next page End  

самооценке - нет. Несмотря на большой экспериментальный материал, эффект не имеет окончательного
объяснения.
ЭФФЕКТ КРАЯ
- явление, состоящее в том, что из расположенного в ряд заучиваемого
материала элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются быстрее, чем находящиеся в
середине. Установлен немецким психологом Г. Эббинхаузом и подтвержден исследованиям и многих
психологов. Эффект края проявляется как при непосредственном, так и при отсроченном
воспроизведении. Согласно французскому психологу М. Фуко, он является результатом взаимодействия
процессов торможения внутреннего, одновременно действующих в ходе научения и замедляющих его (-
> торможение проективное; торможение ретроактивное). В современных исследованиях эффект края
изучается как эффект первичности и эффект недавности.
ЭФФЕКТ НЕДАВНОСТИ (эффект новизны) - Увеличение вероятности припоминания
последних элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами ряда (->
эффект края). Изучается в контексте исследований памяти, процессов научения и перцепции
социальной. Установлено, что эффект недавности зависит не от длины запоминаемого ряда и темпа его
предъявления, а от характера деятельности, выполняемой непосредственно после предъявления ряда:
если решается задача на обнаружение сигнала, то он сохраняется; если же решается вербальная задача,
то он отсутствует. Эффект недавности связан с извлечением информации из памяти кратковременной.
Эффект недавности не имеет однозначной интерпретации, как и эффект края. В психологии социальной
он известен как эффект новизны; изучается при взаимном восприятии людей и состоит в том, что по
отношению к знакомому человеку особенно значимой оказывается последняя (более новая) информация
о нем, а как по отношению к незнакомому более значима первая информация (-> эффект первичности).
2. Явление из области восприятия человека человеком (-> человековосприятие). Проявляется в том, что
большее воздействие на формирование образа человека обычно оказывает информация, поступающая
последней, - самая свежая.
ЭФФЕКТ ОРЕОЛА
- распространение общего оценочного впечатления о человеке на
восприятие его поступков и качеств личностных (в условиях дефицита информации). Иначе, первое
впечатление о человеке определяет его последующее восприятие и оценку, пропуская в сознание
воспринимающего лишь то, что соответствует первому впечатлению, и отсеивая противоречащее. При
формировании и развитии первого впечатления о человеке эффект ореола может выступать:
1) в форме позитивной оценочной пристрастности - «ореол положительный»: если первое
впечатление о человеке в целом благоприятно, то далее все его поведение, черты и поступки начинают
переоцениваться в положительную сторону; в них выделяются и преувеличиваются в основном лишь
положительные моменты, а отрицательные как бы недооцениваются или не замечаются;
2) в форме негативной оценочной пристрастности - «ореол отрицательный»: если общее первое
впечатление о человеке оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки
позднее или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к
недостаткам. В основе эффекта ореола (как и многих других явлений перцепции социальной) лежат
механизмы, обеспечивающие категоризацию, упрощение и отбор информации об объектах социальных
при ее недостатке.
ЭФФЕКТ ПЕРВИЧНОСТИ
- более высокая вероятность припоминания нескольких первых
элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами (-> эффект края).
Изучается в контексте исследований памяти, процессов научения и перцепции социальной.
Исследованиями установлено, что эффект первичности зависит:
1) от объема запоминаемого материала и темпа его предъявления: чем длиннее предъявляемый
ряд и выше темп его предъявления, тем меньшее количество первых элементов припоминается;
2) от организации повторения запоминаемого материала;
3) от наличия в запоминаемом ряду слов-синонимов или одинаково звучащих слов: их
включение приводит к избирательному снижению эффекта. На эффект первичности практически не
влияет характер деятельности, выполняемой непосредственно После предъявления ряда. Эффект
первичности объясняется тем, что первые элементы ряда в результате большего числа повторений
успевают перейти в память долговременную, и дальнейшее их извлечение оттуда связано с
эффективностью поиска в ней. В психологии социальной эффект первичности изучается при взаимном
Hosted by uCoz