выделяется из Оно как особая дифференцированная часть в раннем детском возрасте - как структура,
задача коей - найти реалистические формы удовлетворения желаний и влечений. Происходит от первых
объектных привязанностей Оно (от комплекса Эдипа), связано с сознанием и олицетворяет то, что
называется разумом и рассудительностью. Образуется как модификация части Оно, целесообразно
измененной под влиянием грозящего опасностями внешнего мира.
Я - это совокупность организованных сил, которая контролирует слепые силы Оно и пытается
привести их в соответствие с требованиями внешнего мира. Несмотря на непосредственную связь с
сознанием, Я как часть Оно остается в основном бессознательным и частично предсознательным, а его
ядро - всегда бессознательно. «Несчастное существо», пребывающее в услужении у трех господ, трех
тиранов - внешнего мира, Сверх-Я и Оно. Важнейший успех развития Я - переход от принципа
удовольствия к принципу реальности, благодаря чему Я оказывает существенное влияние на поведение
и жизнь. Представление о собственном Я развивается у ребенка из первоначального отличения
собственного тела от прочего мира. Я всегда остается масштабом, коим оценивается мир. Я черпает
свою энергию в Оно, под давлением коего должно проводить в жизнь его намерения, способствовать
удовлетворению сексуальных, агрессивных и прочих влечений. Выполняя эту функцию, Я вынуждено
наблюдать за внешним миром, формировать его правильный образ, удаляя из этой картины все
добавления и искажения, идущие от внутренних источников возбуждения. В результате принцип
удовольствия, безраздельно господствующий в Оно, замещается принципом реальности, обещающим
большую надежность и успех. При построении реальной картины мира Я взаимодействует с системой
восприятия, дающей представления о времени. В отличие от Оно, Я стремится к синтезу своих
содержаний. Развитие личности идет от восприятия влечений к овладению ими и проявляется в
действиях, основанных на смысле здравом и благоразумии. При этом во взаимоотношениях Я и Оно
могут возникать осложнения, обусловленные необходимостью учитывать требования Сверх-Я и
внешнего мира, несовместимые с требованиями Оно. Я с появлением Сверх-Я становится
своеобразным полем битвы между Оно и Сверх-Я. В травматической ситуации этого внутреннего
конфликта вырабатывает защиты психологические - особые формы бессознательной психической
активности, позволяющие хотя бы временно облегчить конфликт и снять напряжение, а в конкретных
ситуациях так исказить смысл событий и переживаний, чтобы не нанести ущерба представлениям о
самом себе как соответственном некоему идеалу. В этой ситуации Я часто не справляется со своей
задачей и реагирует появлением страха. Стремясь посредничать между Оно и реальностью, Я часто
переводит бессознательные требования Оно в свои предсознательные рационализации, затушевывая
конфликты Оно с реальностью. В то же время Я находится под контролем Сверх-Я, предписывающим
ему определенные нормы поведения и наказывающим при непослушании чувством неполноценности и
сознания вины. Если Я вынуждено признать свою слабость, в нем возникает страх перед реальным
миром, страх совести перед Сверх-Я, невротический страх перед силой страстей Оно. Терапевтические
усилия психоанализа направлены на то, чтобы сделать Я более независимым от Сверх-Я, расширить
поле восприятия и реорганизовать его так, чтобы освоить новые области Оно и так укрепить Я.
Я-ГРАНИЦА (границы Я) - психоаналитическое понятие, выражающее степень доступности
сознанию воздействий, внешних относительно него. Выделяются:
1) Я-границы внутренние - разделяют сознание и бессознательное, препятствуя прорыву в
сознание угрожающих элементов бессознательного; при гипнозе могут разрушаться;
2) Я-границы внешние - выполняют функцию контроля за поступающей через органы чувств
информацией из внешнего мира, позволяя оценивать ее соответственно принципу реальности; при их
разрушении предметы восприятия обретают черты нереального и причудливого, что характерно
состоянию дереализации.
Я-ИДЕАЛ
- согласно З. Фрейду - одно из обозначений и функция сферы личности,
выступающий как наследник комплекса Эдипа и выражение самых мощных движений Оно и судеб его
либидо. Этот термин применяется в психоанализе как синоним Сверх-Я. Но ряд комментаторов теории
Фрейда считает, что следует различать:
1) Сверх-Я - как результат изначальных ранне-детских идентификаций с родителями;
|