перебором двигательных проб, случайно приводящих к удачному решению. При исследовании
процессов мышления основной упор делался на преобразование структур познавательных, благодаря
коему эти процессы становятся продуктивными, что отличает их от формально-логических операций,
алгоритмов и пр. В 20-х гг. XX в. К. Левин расширил сферу применения гештальт-психологии путем
введения личностного измерения. Хотя гештальт-психология как таковая уступила место другим
направлениям, ее вкладом не стоит пренебрегать. Многие концепции, выдвинутые в ней, вошли в
различные разделы психологии - от изучения восприятия до динамики групп. Она оказала существенное
влияние на необихевиоризм, психологию когнитивную, школу «Нового Взгляда» (New Look). Ее идеи
оказались весьма эвристичными - по сути, был открыт новый способ психологического мышления. Хотя
в «чистом» виде это направление ныне практически не представлено, а ряд положений частично
обесценился (например, было показано, что восприятие определяется не только формой объекта, но
прежде всего значением в культуре и практике конкретного человека), многие идеи оказали глубокое
влияние на появление и развитие ряда психологических направлений. Идея целостности широко
проникла в психотерапевтическую практику, а исследования мышления в гештальт-психологии во
многом определили идею обучения проблемного. Однако свойственная гештальт-психологии
методология, восходящая к феноменологии, препятствовала детерминистскому анализу этих процессов
психических. Психические гештальты и их преобразования трактовались как свойства индивидуального
сознания, зависимость коего от предметного мира и деятельности системы нервной представлялась
организованной по типу изоморфизма - структурного подобия, варианта параллелизма
психофизического. Выделенные как законы гештальта положения отразили общую методологическую
ориентацию, порой придавшую характер законов отдельным фактам, выявленным при изучении
процесса восприятия, и склонную толковать само восприятие как чистый феномен сознания, а не как
психический образ реальности. Наиболее известные гештальт-психологи, это М. Вертхаймер, В. Келер,
К. Коффка. Близкие гештальт-психологии общенаучные позиции занимали: 1) К. Левин и его школа,
распространившие принцип системности и идею приоритета целого в динамике психических
образований на мотивацию человеческого поведения; 2) К. Гольдштейн - сторонник холизма в
патопсихологии; 3) Ф. Хайдер, введший понятие о гештальте в психологию социальную для объяснения
восприятия межличностного.
ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ
- Как подход к коррекции психологической - одно из самых
влиятельных направлений современной психологии. Его создатель - германско-американский психолог
Ф. Перлз (Перле). Он наследовал ряд идей гештальт-психологии, психоанализа и других направлений.
Хотя он был противником создания теорий, однако сформулировал ряд положений, дабы не допустить
превращения гештальт-терапии в простой набор приемов. Принцип целостности им распространяется
на проблему соотношения между психической и физической действительностью. Любой аспект
поведения - проявление целостного бытия человека. Кроме того, идея целостности означает понимание
индивида как части более широкого поля, включающего также среду. Но в этом единстве обозначается
контактная граница между индивидом и средой: у здорового она подвижна, допуская и контакт со
средой, и уход от нее. Контакт - это формирование гештальта, уход - завершение. Проблема невротика
сострит в том, что он находится в ситуации незавершенных гештальтов - незаконченных,
неотреагированных проблем, что заставляет его жить не здесь-и-сейчас, а ориентироваться на прошлое
или уходить в мир фантазий. Главное - это осознание того, что и как происходит, а не поиск причин
происходящего. Главное препятствие на пути личностного роста - незавершенность,
неотреагированность ситуаций прошлого, а также - боязнь пустоты, возникающей, когда человек
лишается привычных поведенческих клише и игр (ролей), где он притворяется таким, каким хотел бы
быть. Эта пустота означается как тупик; его человек обычно избегает, возвращаясь на поверхностные
уровни поведения. Но если он способен поддерживать сознание в пустоте, это приводит к
«внутреннему взрыву», переживаемому как страх смерти иди смерть, а затем - к внешнему взрыву -
вспышке эмоций, что знаменует возрождение человека, отреагирование ранее сдерживаемого,
отвлекавшего на себя часть энергии и возможность жить в настоящем.
ГИДРОФОБИЯ - вид невроза, характерный патологической боязнью воды (=> фобия).
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ ДЕТСКАЯ
- отклонение от возрастных норм развития
онтогенетического, характерное невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью в поведении
|