какая-нибудь идея или чувство укрепляется в нашем мозгу, беря верх над всеми
ассоциированными противодействиями и оказывая, как и внушение, энергичное
влияние на какую-нибудь часть нервной системы и в одном каком-нибудь отношении.
Достаточно вообразить себе только, что сна не будет и это вызовет уже
бессонницу. Одна только идея об импотентности обусловит у мужчины неожиданную
вялость полового члена или же будет препятствовать эрекции, не допуская, таким
образом, совершения полового акта. Мысль о зевоте в состоянии вызвать зевоту,
идея о совершении полового акта может обусловить эрекцию и чувство
сладострастия; мысль о стыде вызывает краску на лице, об ужасе мертвенную
бледность, о сострадании слезы.
Но человек может бессознательно влиять на другого гипнотизирующе, вызывая,
например, своей зевотой зевоту у другого, или же можно самому подвергнуться
внушению в зависимости от созерцания каких-нибудь предметов или восприятия
каких-нибудь звуков, причем эрекция, например, может быть обусловлена одним
только видом принадлежности туалета любимой девушки, или же тошнота может
явиться следствием запаха какой-нибудь еды, причинившей расстройство желудка.
Если считаться с этими явлениями, то неизбежно обнаружится ряд переходных
ступеней между самовнушением и внушением со стороны, причем внушающими будут
также предметы и неумышленные внушения, исключающие какие-нибудь разделяющие
грани между ними. Под действительным или умышленным внушением со стороны мы
разумеем заранее обдуманное решение гипнотически влиять на другого,это
единственное определение. Сюда не входит разрешение вопроса о том, преследует ли
внушающий интересы подвергшегося внушению (напр., излечение) или наоборот.
Важным для нас является лишь то обстоятельство, что сила внушения в
значительной степени зависит от способности вызвать в подвергшемся внушению
доверие и чувство симпатии. При обмане со стороны гипнотизирующего внушаемый все
будет поддаваться влиянию до тех пор, пока ему не станет понятным обман, или же
пока он его не почувствует. Здесь должно считаться с одним очень важным
обстоятельством. Ум и логика могут подсказать человеку, что в этом кроется что-
то неладное, что в данном явлении для него заключаются элементы вреда, и хотя
этому "нечто" он будет посылать свои проклятия, но его все же будут тянуть к
нему подсознательные инстинктивные чувства, чувства симпатии, как влечет
мотылька на огонь или греческого пловца на призыв сирены. Мы лучше всего поясним
здесь вышесказанное двумя следующими примерами.
Талантливый артист влюбился в интересную женщину, изменившую не только
своему мужу, но и артисту и многим другим. Сознательно относясь к ее поступкам и
в силу велений ума принимая все меры, чтобы освободиться от ее низменных чар,
артист все-таки не в состоянии был противодействовать той силе, которая
притягательно влияла на его половое чувство. Он обратился ко мне, чтобы при
помощи гипнотизма освободиться от влияния этой любви. Мне не стоило труда
убедиться в том, что мои попытки были бы бесполезны, но я все же приложил все
силы, чтобы удовлетворить его желание. Но мои внушения, имея верного союзника в
лице его ума, ничего не в состоянии были сделать в единоборстве с его чувствами,
обусловленными половым влечением к истеричной соблазнительнице, и результаты
оказались нулевыми.
В другом случае интеллигентная девушка избрала объектом своей любви
молодого холостяка, в свою очередь, достаточно интеллигентного, причем страсть
ее была настолько велика, что она потеряла сон, аппетит и сильно изменилась за
это время. Однако, благодаря частым встречам с предметом ее любви, она пришла к
заключению, что они по характеру ничего общего друг с другом не имеют и
совместная жизнь и в браке была бы почти невозможной. Исчерпав все силы своей
энергии на борьбу с охватившим ее чувством, она обратилась ко мне с просьбой
освободить ее при помощи гипнотизма от овладевшей ею любви.
Аналогичный опыт прошлого не предсказывал мне успеха и в этом случае, но я
все же старался использовать все мое умение, чтобы добиться благоприятных
результатов. И все же последствия оказались такими же отрицательными, как и в
опыте с артистом. Можно было возлагать надежды и в этом случае только на разлуку
и всеисцеляющее время.
Поучительность этих двух примеров весьма велика. Сильные чувства,
заложенные в мозгу, могут уступить внушению лишь в том случае, когда умело
удастся пробудить новые чувства симпатии, которые впоследствии усилятся и
возьмут верх над прежними чувствами. Но в этом-то и вся трудность и щекотливость
вопроса.
Чтобы гипнотически влиять на людей, должно стараться найти связь между
|