повлияют на дурные социальные проявления. Мы, таким образом, и обнаруживаем
проникновение полового вопроса в политику и социальную жизнь. Но с
последовательным устранением вредного влияния презренного металла исчезнут в
большей или в меньшей степени и те противосоциальные воздействия, которые имеют
лишь отдаленную связь с половым побуждением.
Такое положение вещей в большей степени будет зависеть от правильно
проведенной в жизнь женской эмансипации, при непосредственном участии женщины в
разрешении социальных вопросов. При такой совместной деятельности наиболее
рельефно выступит вся серьезность социальной жизненной проблемы. Половая жизнь,
как таковая, не будет уже больше препятствовать социальному прогрессу, а
оказывать ему возможное содействие, так как исключено будет на этот раз
стремление к эгоистическому наслаждению, которое уступит место существованию на
основах труда. В тех местностях, где женщине предоставлено право голоса, она
сумела уже доказать свое уменье ориентироваться в социальных интересах. Мне
укажут на большую консервативность женщины и на ее приверженность к рутине, но у
нее, по-моему, берут зато верх чувства симпатии к благородным, социально
мыслящим и социально функционирующим представителям противоположного пола (см.
главу V б). Кроме того, очень ценны с точки зрения успешной социальной работы ее
настойчивое стремление к цели и самоотвержение. В своей статье, приведенной
выше, Швидланд требует, в интересах политической экономии, всегда проводить
грань между необходимостью и жадностью. Пределы необходимости и излишества не
поддаются точному практическому определению. Мы, например, считаем
необходимостью такие вещи (матрац, удобное помещение, чистота и т. д), которые
наши предшественники называли принадлежностями роскоши. К тому же желания людей
отличаются вообще беспредельностью и ненасытностью. Если вполне обосновано
стремиться к осуществлению вполне нормальных желаний, то освящение всякого
вожделения является прежде всего несправедливым.
Должно обязательно проводить грань, как я это указывал в другом месте
(Hygiene der Nerven und des Geistes), между хорошими и дурными "надобностями" и
вожделениями. При этом хорошими будут те надобности, которые обусловливают
здоровое существование и вообще побуждение к социальной деятельности, плохими же
будут те из них, которые вредно влияют на жизнь и здоровье отдельных
индивидуумов или же пагубно отражаются на интересах целого. Вторая указанная
категория принадлежит уже к области излишеств, т. е. к жадности, а может быть, и
к порокам. Среднее место принадлежит нейтральным желаниям, как, например,
неравнодушие ко всему красивому.
В некоторых вещах, составляющих объект человеческого вожделения,
заключается непосредственный вред, как алкоголь и наркотические вещества.
Вредными могут оказаться и другие предметы, когда они превращаются в ненужную
роскошь, как обжорство, половые эксцессы, денежные средства, украшения и т. д.
Половые объекты занимают весьма видное место среди предметов вожделения. Если
султан или паша обзаводится большим количеством жен, то это, например,
представляет собою социально вредную роскошь, гранича с посягательством на права
других. Это нами уже раньше рассматривалось. Я желал лишь, присоединяясь к
Швидланду, указать здесь на то, что, основываясь на политической экономии,
является важным устанавливать точные грани, независимо от их относительности и
объективности, между вожделением и необходимостью.
Глава XVII
Половой вопрос в педагогике
Сравнив факты, приведенные нами в главах IV, VI, VII и VIII, мы несомненно
придем к заключению, что половые ощущения и половое стремление каждой личности
состоят из двух категорий элементов: 1) из таких элементов, которые являются
унаследованными и в виде задатка филогенетически приносятся с собою
(наследственная мнема), и 2) из элементов, усвоенных за весь период
человеческого существования, благодаря влиянию внешних раздражений, привычки и
упражнений. Из них принадлежащие к первой категории пребывают на первых порах в
состоянии покоя в человеке, будучи зародышевыми энергиями и задатками его и
относясь к человеческому характеру. Большинство их активно проявляется с
наступлением половой зрелости, причем они продолжают уже в дальнейшем
развиваться в зависимости от внешних влияний и усвоения их личностью и ее волей
или головным мозгом. Вторые же из них являются следствием влияния на первые
эротических раздражений и привычки или упражнения. Педагогика относительно
|