можно будет ожидать, когда наша культура отделается от воздействия алкоголя, и
когда прекратится эксплоатация трудящихся элементов в городах и деревнях. Между
прочим осторожность у девочек вырабатывается именно благодаря этим попыткам со
стороны мальчиков. Как, однако, назвать приговоры австрийских судей, назначавших
тюрьму и каторжные работы четырнадцатилетним мальчикам за совокупление с
девочками тех же лет н за оплодотворение их? Имело ли в данном случае
действительно место наказание виновных? Или надеялись таким путем воздействовать
исправляюще на этих детей?
Роль католической исповеди в педагогическом отношении весьма отрицательна.
Может быть, некоторым священникам, достаточно порядочным, и удастся более или
менее деликатно изложить все те вопросы, которые должны быть предлагаемы на
исповеди по предписанию Лигори, и в этом случае действительно не будет или почти
не будет вредных последствий для неиспорченного молодого человека. Но ведь
всякий верующий католик все же будет и должен считаться с тем, что священники
остаются людьми и, к тому же, не всегда достаточно благородными и тактичными. И
в связи с таким положением вещей исповедь превращается в своего рода
развращающее установление, каким она является в громадном большинстве случаев.
Мы приводили уже в главе XII наиболее поучительные опыты гениального и этически
высоко стоящего бывшего католического священника, патера Хиникви.
Приведу здесь также следующий поучительный случай: один стыдливый господин
заметил купающихся вместе маленьких деток обоего пола и объявил им, что это
непристойно. Но из них маленький мальчик возразил щепетильному господину: "можем
ли мы различить, кто из нас мальчик или девочка, когда мы все без платьев". Из
этого наивного, но меткого ответа можно вывести, к каким отрицательным
результатам может повести доброе этическое намерение, которое как раз и направит
дремавшие доселе мысли по новому эротическому руслу и послужит причиной
дальнейшей испорченности.
Недавно одно преступление вызвало толки о том положении вещей, при котором
в настоящее время учителям и воспитателям предоставляется возможность
удовлетворять свои садистические наклонности при помощи телесного наказания
вверенных их попечению детей. Еще сохранился в памяти случай с домашним учителем
Диппольдом (Диппольд был, собственно говоря, студентом и частным руководителем,
но не профессиональным учителем), подвергавшим, на почве садизма, страшным
истязаниям двух мальчиков, находившихся у него в обучении, причем один из этих
мальчиков был замучен до смерти. По сообщению (с указанием имен) "Рабочей
Газеты" в Вене, заслуживающему безусловного доверия, в одном миниатюрном
немецком государстве владетельный князь собственными руками производил экзекуции
всякий раз, когда в его владениях какой-нибудь ученик приговаривался к сечению
розгами. Газета приписала эту страсть садистическому извращению
высокопоставленной особы. В аналогичном случае какой-то человек, выдавая себя за
полицейского, немилосердно сек бедных ребятишек в продолжение нескольких лет,
пугая их судом, если они пожалуются на него. Дело это обнаружилось благодаря
смелости одного из подвергшихся такому сечению мальчиков. Садизм, стало-быть, не
всегда выражается в убийстве истязаемой жертвы, а может вылиться в форме более
или менее жестокого сечения или истязания (духовного или телесного). Такие
истязания могут иногда лишь дополнять половое сладострастие у патологических
субъектов, которые лишь отчасти извращены. Это обстоятельство, на которое до
сего времени обращали весьма мало внимания, лишний раз говорит в пользу
окончательной отмены телесного наказания в учебных заведениях, так как
извращенные пускают в ход всевозможные хитрости, чтобы получить удовлетворение.
Лицемерие служит в таких случаях непроницаемой маской, вводящей в заблуждение
окружающих, хотя бы и богатых опытом, это имело место в случае с Диппольдом и
во многих других. Между тем, школьное сечение ребенка является лишь прямым
варварством, не только не приносящим никакой пользы, но и чреватым нередко
вредными последствиями. Для культуры является позором сохранение розги в стенах
учебного заведения, в то время как она отменена даже и в применении к
каторжникам. Но мы часто видим, как истязуют детей, и особенно пасынков и
рожденных вне брака, родители и опекуны, причем истязания эти в своих
отвратительных подробностях находятся чаще под непосредственным воздействием
полового извращения и алкоголизма Приведем новейшее сочинение Лидии Вольфринг
(Das Recht der Kindes; Vorschlage fur eine gesetzliche Regelung. Allgemeine
osterreichische Gerichtszeitung 1904; die Kindermisshandlungen, ihre Ursachen
und die Mittel zu ihrer Abhilfe [aus dem I. Kinderschutz-kongress] Wien, 1907).
Автор, преследуя защиту прав детей, приводит ряд мер, необходимых для применения
|