половой впечатлительности. Конечно, производные эти находятся под влиянием этой
впечатлительности и сливаются с другими производными половой жизни в случаях
отсутствия полового побуждения. Известна наличность женщин, в половом смысле
совершенно безразличных, но в супружестве очень верных и любящих и располагающих
весьма развитым инстинктивным чувством семейственности. Впрочем, у женщины очень
часто жертва на почве любви представляет собою замену половой любви, даже ее
отклонение. У многих женщин сексуальная холодность основана лишь на отстранении
любви (принудительный брак с нелюбимым человеком), устремляющейся в другую
область. Материнское чувство представляет собою чувство симпатии (производную
полового чувства), причем оно в рассматриваемом случае непосредственно
направляется на потомство (продукты половой жизни). Вся колоссальная сложность
духовных особенностей человека, сопряженных с чувством любви, вытекает из
вышесказанного. Происходит соединение индивидуальных особенностей задатков
полового влечения с индивидуальными задатками возвышенных обнаружений чувства,
интеллекта и воли, что обусловливает наличность всевозможных индивидуальных
комбинаций, которым мы могли бы присвоить название созвездий. У человека,
независимо от этого, имеет место смешение унаследованных индивидуальных задатков
с разнообразными и многочисленными опытами и воспоминаниями в различных сферах,
накопленными в мозгу за всю жизнь (воспитание или приспособление), причем, в
случае необходимости, он ставит в зависимости от них свои единичные
предположения или поступки.
Мужчина, например, может считаться образцом нравственности по той простой
причине, что в данном случае он совершенно лишен полового влечения. И
одновременно у другого, при наличности весьма сильного ненормального полового
влечения, может обнаружиться доброта, верность долгу, способность к
самопожертвованию, что, в свою очередь, обусловливает возникновение внутренней
непосильной борьбы, из которой он выходит нередко побежденным. Третьему же
свойственно умеренное половое влечение, но при наличности у него достаточного
чувства долга и сильной воли, он будет бороться со своим влечением; слабая же
воля или же нравственные недостатки сделают его жертвой ближайшего соблазна.
Возможно как тесное соединение, так и полное разъединение любви и полового
влечения у индивидуума. Женщине, в половом смысле безразличной, ничто не мешает
быть отличной матерью, равно как и страстная женщина может обнаружить симптомы
плохой матери, - но может произойти все это и наоборот.
Сексуальная любовь. Под этим понятием следует понимать проявление высшей и
искренней любви, направленной от одного пола к другому, но не основанной лишь на
одной дружбе, а исходящей непосредственно из полового влечения. Распространяться
об этом равносильно ношению воды в океан, ибо 3/4 беллетристики посвящено
описаниям любви. Не может быть сомнений в том, что нормальному человеку
свойственна большая потребность в любви. Можно сказать, что главным условием
человеческого счастья и главной целью существования человека является половая
жизнь со всеми ее проявлениями в душевных областях. Необходимо, однако,
считаться с односторонним и нередко совершенно извращенным изложением и
пониманием этого вопроса.
Любовь, очевидно, обусловливается в обыкновенных случаях libido sexualis.
Здесь повторяется знаменитая история стрел Амура. Объектом влюбляемости могут
служить взор, лицо, грудь, звонкий металлический голос и проч. Но связь между
libido и любовью является чрезвычайно сложной и деликатной. У мужчины, как мы
это уже констатировали, возможна довольно часто наличность libido и независимо
от любви, или же любви без libido, у женщины же наблюдается более редкая
отделимость этих двух, друг друга взаимно дополняющих элементов, причем libido
без любви может быть ей свойственно особенно редко. Нельзя, однако, говорить о
тождественности этих двух явлений, что станет вполне ясным даже для грубого
эгоиста, мечтающего лишь об удовольствиях, сколько угодно сладострастного, но не
очень уж ограниченного. Любовь может быть предшественницей libido, и это
обстоятельство нередко обусловливает собою в результате наиболее счастливые
половые взаимоотношения. Возможна исключительная взаимная симпатия двух
характеров, главным образом, духовная и развивавшаяся предварительно не на
чувственной почве. Ее развитие будет продолжаться таким же образом, если
существование ее, например, началось еще в детском возрасте. В нашем обществе
можно наблюдать массу половых союзов или браков, лишенных малейших следов любви
и основанных лишь на сухих расчетах или удобствах. Предполагается, что в будущем
произойдет скрепление и упрочение брачных уз на почве нормального libido
sexualis и долгой привычки. Крайность в чувствах не свойственна вообще
|