окружать себя ореолом добропорядочности, не затрудняясь в сиянии ее лучей
скрывать свойственные им иные недостатки и слабости.
Человеческая душа обладает лицемерием, как свойством, глубоко засевшим в
самых недрах ее. Уверения человека в том, что ему никогда не приходилось
лицемерить, безусловно лживы, в такой же мере, как и желание утверждать, что он
никогда не лгал. Но в половой сфере роль лицемерия является исключительной.
Правда, никакая иная область не представляет столько раздолья для лжи. Известно,
с каким легким сердцем обманывают и морочат своих жен такие мужья, которые во
всех иных случаях жизни представляют из себя образцы честности и порядочности.
Лицемерие в любви столь обычно, что о нем можно и не распространяться. Однако, и
здесь исключается излишняя требовательность, так как возможно считаться с
некоторыми смягчающими обстоятельствами.
Во-первых, должно быть принято во внимание воспламеняющееся эротическое
чувство, действующее ослепляюще на человека, в этот момент готового верить в
свои клятвы и уверения в вечной любви и преданности, которые он расточает
предмету своего увлечения, нередко видя в действительности в последнем те
неземные достоинства, которые ему щедро приписывает. Половое возбуждение
обусловливает ряд иллюзий, которые мерещатся двум обольщенным друг другом
существам, под влиянием экстаза, но, может быть, уже на другой день эти существа
будут с той же энергией осыпать друг друга брань.ю Незнакомый с этими
противоположностями с трудом поверит в возможность их. Но наше утверждение
найдет себе поддержку в лице судебного деятеля и всякого человека,
знакомившегося с такими судебными процессами, которые явились следствием
прекращения любовной связи или расстройства помолвки, и читающего письма сторон
в различные периоды возникновения, продолжения и ликвидации любви. Письма
влюбленных говорят о взаимном боготворении, о вечной верности и любви, причем
они невероятнейшим образом обманывают, очевидно, искренно, друг друга, не
стесняясь в самых неумеренных выражениях. Но вот другие письма, написанные ими
же, быть может, спустя несколько дней, и вы с изумлением останавливаетесь
перед бранью и низкой клеветой, удивляясь столь быстро наступившему отрезвлению,
успевшему дать пламенной страсти и всем вызванным ею представлениям совершенно
противоположное направление. Благодаря повторяемости такого рода явлений,
представляется возможным быстро признать в них психологический закон любовной
иллюзии с сопровождающей ее обратной реакцией.
Во-вторых, лицемерию свойственна и своя хорошая сторона. По выражению
одного мыслителя, "лицемерие представляет собою уступку добродетели со стороны
порока". В неприкрытом виде человеческие мысли отличаются нередко такой
пошлостью и неприглядностью, что им может только принести пользу некоторая
прикрашенность, и лицемерие, поскольку оно продиктовано стыдливостью или
доброжелательством, может быть, и заслуживает того восхваления, которое находим
мы у Марка Твена в его сатире: "Об упадке искусства лжи".
Наконец, в половых отношениях лицемерие является прямым следствием
деспотизма и варварства приличий и даже законов. Таким образом, определенные
формы и обычаи, возникшие из права сильного, обусловленные суеверием и иными
догмами, в лице лицемерия встречают справедливий протест со стороны природы.
Я не думаю, разумеется, придавать половому лицемерию те отвратительные
свойства лицемерия, которые, между прочим, косвенно служать для эксплоатации
половых отношений; сюда, например, можно отнести обнаруживаемую пылкую любовь,
имеющую целью лишь овладеть сердцем богатой невесты. Мы говорим здесь лишь о
лицемерии, как следствии полового влечения или любви.
Необходимо рассматривать половое лицемерие именно и исключительно лишь с
этой точки зрения, причем является особенно необходимым подчеркнуть его хорошую
сторону, так как его влияние в брачной жизни сказывается в смысле воспитания в
себе возвышенных чувств, что достигается возможным преувеличением или
подчеркиванием преимуществ супруга (супруги) в интересах их наибольшего
проявления. Неприятная правда, слишком часто повторяемая, может весьма печально
отразиться на любви, нередко и вовсе убивая ее, но если заняться творчеством в
области созидания возможно лучших качеств, приписываемых противоположной
стороне, то в конце-концов упрочивается убеждение в действительной их
наличности, и их будут стараться осуществлять, посколько это будет доступно, или
же, по крайней мере, "добиваться их, чтобы обладать ими" (Гете). Наиболее
неприглядной формой лицемерия является та, которая основана на материальных
расчетах или грубом libido, без участия любви, или даже на приличиях или
требованиях религии. Желание скрыть не только от других, но и от самого себя
|