только такие качества холостяков, как их пессимизм и эгоизм, то в этом случае
социальное господство неженатых людей подлежало бы энергичному опротестованию.
Нецеломудренному холостяку свойственен обыкновенно в большей или меньшей степени
порнографический поток мыслей, причем женщина неизбежно представляется его
умственному взору с самой скверной своей стороны. Он быстрыми шагами
приближается к женоненавистничеству, с легким сердцем приписывая всем женщинам
те недостатки, которые ему удалось подметить в ограниченном кругу встречавшихся
ему женщин. Это мы видели и при обсуждении мужского эротизма (см., например, у
Шопенгауэра).
б) Психические проявления сексуальной любви у женщины. Уже в
вышеизложенном мы проводили параллель между половою любовью мужчины и женщины. В
качестве особенности, присущей лишь женской любви, является та роль, какую
играет эта любовь в ее мозговых центрах. Любовь для женщины в значительно
большей степени является целью всего ее существования, чем для мужчины, и ее
нельзя назвать женщиной в нормальном значении этого слова без наличности у нее
любви.
Все, что было уже сказано о жизни холостяка, в еще более значительной
степени должно быть отнесено и к жизни женщины, оставшейся в девушках.
Недостающая половая любовь у женщины должна обязательно найти себе какую-нибудь
компенсацию, в противном случае женщина быстро утратит свою женственность и
будет представлять из себя психическую ненормальную, выбитую из колеи и никому
не нужную эгоистку. А между тем женщина, благодаря свойственному ей
самопожертвованию, выдержке и умению приближаться к намеченной цели, скорее, чем
мужчина, могла бы найти себе удовлетворение в жизни, вне половой любви. Но
многие женщины, к сожалению, еще не усвоили себе этого взгляда. Если достаточно
талантливые женщины отдадут себя общественной деятельности, работе в интересах
ближнего, искусству, литературе, а при более скромных данных уходу за
страждущими или иной аналогичной работе, то при эксплоатации хотя бы той
громадной энергии, которую они затрачивают непроизводительно на разный вздор,
они могли бы завоевать себе наиболее приличное место во всех указанных сферах
общественной деятельности и обеспечили бы себе то удовлетворение, которое весьма
исчерпывающе заменило бы им отсутствие счастья в половой любви. Должно отметить
глубокую несправедливость по отношению к женщинам в этом случае. Уже в
достаточной степени выяснились те прекрасные надежды, которые можно возлагать на
женщину, проявившую себя в эмансипационном женском движении с самой лучшей
стороны. Но в остальном старая дева не только ни в чем не уступит, в среднем,
старому холостяку, но иными странностями и чудачеством, пожалуй, его еще и
превзойдет. Создание чего-либо самостоятельного не всегда ей доступно, благодаря
определенной организации ее мышления, и психическое существо ее падает жертвой,
при отсутствии ее женской любви. Ее душа в результате целиком уходит в заботы о
ее болонке, кошке, о личном драгоценном "я", о хозяйстве и о той или иной
фантазии или странности, ею усвоенной. Впечатление, производимое такою особою,
вполне естественно, самое печальное и смешное, между тем как они заслуживают
лишь сожаления, как плоды древа жизни, засохшие без всякого смысла. Многим
незамужним женщинам нередко удается всю свою половую любовь заменить любовью,
лишенною каких-либо половых элементов и направленною по отношению к какому-
нибудь родственнику или другу, независимо от его пола. Психическое состояние
женщины в этом случае, без сомнения, выигрывает, причем пробел в жизни
становится менее чувствительным. Однако, это не может служить еще полным
удовлетворением. В качестве вспомогательного способа, за неимением лучшего,
такая любовь все же отражается на кругозоре женщины, суживая его горизонт и
обусловливая весьма ограниченный круг понятий оставшейся в старых девах женщины.
И едва не стало любимого существа, как наступает быстрый конец всему. Печаль,
уныние и пессимизм властно забирается в душу одинокой, которая в таких случаях
находит себе иногда утешение в религиозном фанатизме. Религия служит обетованной
землей и для иных категорий, оставшихся по ту сторону семейной жизни, и даже для
многих женщин вообще. Мы определили здесь необходимость идеальной любви, но
отнюдь не эгоизма вдвоем. Какая судьба, действительно, постигнет одного из
любящих после смерти другого, если жизнь их не выходила из узких пределов
исключительно личных взаимоотношений? Оставшемуся в живых единственным уделом
является неутолимая печаль, ибо любовь его до сего времени не относилась ни к
какому иному человеческому существу, не соприкасалась ни с какой областью
гуманности и обще человечности. Если в особенности в живых осталась жена, то, в
качестве вдовы, она явит собою достойное сожаления существо, которое будет
|