стороны, и талантливым слабовольным, хотя и упрямым идеалистом-юношей с
другой. Будучи страстным по своей природе, юноша, однако, сохранил целомудрие до
брака. Но вслед за любовным упоением, довольно непродолжительным, возникают
размолвки среди поженившихся, благодаря раздражительности и противоречию жены
и мечтательности, неустойчивости и непрактичности мужа. Примирения, главным
образом, по инициативе чуткого мужа, имеют место в связи с половыми сношениями,
которыми держится еще их любовь. Но после четвертого ребенка жена не желает
больше беременности, между тем как муж не признает, исходя из моральных
соображений, никаких предохранительных от зачатия мер. Прекращается на этой
почве половое общение, а вместе с этим гаснет и сама любовь. Внебрачным
сношениям, правда, здесь нет места, благодаря соблюдению внешних приличий. По
этой же причине не прибегают они и к разводу.
21. Человек интеллигентный, отличающийся жизнерадостностью и
чувственностью, не чуждый эгоизма, взял в жены хорошую, серьезную женщину,
сильно к нему привязавшуюся и давшую ему несколько человек детей. Но спустя
несколько времени, жена стала ему в тягость. Он никогда не чувствовал к ней
высшей, идеальной любви, в чувственном же отношении она совершенно перестала его
интересовать. Он добился развода, благодаря занимаемому им высокому положению, и
взял себе в жены женщину чувственную, вполне отвечавшую его вкусам.
При аналогичных обстоятельствах жена сама нашла развод наиболее разумным
исходом из создавшегося положения вещей. Здесь, правда, имела место даже горячая
любовь, но несходство характеров было слишком большое, причем мужу в большей
степени была свойственна мечтательность, чем эгоизм.
22. Молодая светская дама, столь же хорошенькая, сколько и кокетливая,
вышла замуж за ученого, отличавшегося как некрасивыми чертами лица, так и вообще
неуклюжестью. И в один прекрасный день она покинула дом мужа вместе с его
лакеем, в которого влюбилась.
23. Мы отдельно рассмотрим здесь психологическую реакцию супружеской
стороны, оказавшейся виновной в нарушении брачных устоев. Она обусловливается
состоянием эгоистичности или альтруизма, свойственных тому из супругов, который
оказался неверным. Наблюдая и тот, и другой случай, я видел, что при измене со
стороны мужа, отличающегося добротою и нравственностью, его отношения к жене
принимают еще более приятный характер, причем он делается к ней более
внимательным, приносит подарки и охотно прощает маленькие свойственные ей
недостатки. Когда предмет его нового увлечения перестает уже его интересовать,
он, в свою очередь, тщательно оберегает ее репутацию, обеспечивает ее будущее,
старается даже удачно выдать ее замуж и т. д. Дети, явившиеся благодаря такой
внебрачной связи, составляют предмет его неусыпных забот. С другой стороны,
женщина замужняя, влюбившаяся в другого мужчину, при наличности вышеуказанных
качеств характера, также старается принять все меры, чтобы обеспечить
благоприятные результаты в своей супружеской жизни. Любовь, конечно, сильнее
захватывает личность женщины, но она старается не уступать домоганиям своего
искусителя, делает попытки женить его на другой и т. д. Но при фактической
измене с ее стороны могут иметь место различные проявления ею женской натуры.
При этом, если она по природе своей склонна к моногамии, то половые отношения ее
к мужу резко изменяются к худшему, и в душе ее ничего больше нет для мужа, кроме
разве сострадания. Она в этом случае энергично заботится о разводе, даже не
успевши дойти еще до фактической измены мужу. Но при склонности к полиандрии она
окажет одинаковое почти сладострастие как в половом общении с мужем, так и с
возлюбленным, на что, конечно, нормальная женщина окажется совершенно
неспособной.
Совсем иначе происходит в отношениях к жене со стороны эгоистичного мужа,
изменившего супружеской верности. Он начинает обнаруживать скупость,
нетерпимость и придирчивость по отношению к обманутой женщине, которая часто
только по изменившемуся с ней обхождению начлнаег догадываться об истинном
положении вещей. Однако, моногамия мужчины тут не при чем, так как у мужчины она
составляет почти всегда исключение. Люди в этом смысле представляют собою
большие странности. Есть женщины, которые, несмотря на такое нанесенное им
оскорбление, продолжают любить мужа, но одновременно другая женщина не простит
мужу малейшего отвлечения в сторону, несмотря на то, что ее самое муж продолжает
лелеять и носить на руках. Нзльзя почти указать границ, сдерживающих грубость
иного мужа по отношению к его жене, влюбленного в другую женщину. Здесь имеет
место не только злобная враждебность, преследование, презрение, но и нередко
насилия, завершающееся убийством; мы это можем проследить по судебной хронике.
|