звания и состояния идет по женской линии, то и дети наследуют фамилию матери.
Здесь мы, невидимому, имеем дело с достаточно сложными взаимоотношениями.
По Г. Мэну, проституция вместе с промискуитетом обусловливает бесплодие и
гибель. При полиандрии, отличающейся исключительной своеобразностью, как
например, в Тибете, одна жена принадлежит нескольким братьям, из которых, однако
дома живет только один. На Канарских островах пять веков тому назад каждая
женщина имела троих мужей, причем каждому посвящала поочередно по одному месяцу.
Тот же из этих мужей, чья очередь наступала в ближайший месяц, заботился о
пропитании своей жены, а также и остальных двух мужей. Возникновение полиандрии
объясняется недостатком в женщинах, причем по существу своему она противна самым
первобытным народам.
Ревность мужчины имела место во все времена и у всех народов, что, в свою
очередь, исключает возможность существования промискуитета. Лишь при отсутствии
ревности допустима полиандрия, которая наглядно отражается на процветании
племени и обусловливает ею вырождение и вымирание. И, наоборот, должно
констатировать особенно интенсивную ревность у дикарей, которые лишают жизни
изменницу вместе с ее возлюбленным, иногда откусывают ей в наказание нос и д. т.
Требование целомудрия невесты также берет начало в ревности. На почве
религиозных представлений (загробная жизнь) женщине, по смерти ее мужа,
вменяется в обязанность последовать за ним или же отдать себя на всевозможные
истязания. В редких случаях допускается вторичный брак женщины, никем, однако,
не одобряемый.
Не следует упускать из виду господствующего у дикарей взгляда на женщину,
как на собственность мужа. Поэтому не должно называть промискуитетом тот случай,
когда муж угощает своею женою гостя, ибо тут имеет место лишь своего рода дар
гостеприимства или угощения. Такие народности совершенно иначе чувствуют, чем
это свойственно нам.
Самые сильные (старшие) мужчины в ордах присваивали себе наиболее молодых
и красивых женщин, не обнаруживая никакого желания делить их со слабейшими.
Столь же детским является предположение, что первобытные люди жили в
промискуитете, на том основании, что им чужды были всякие индивидуальные
отношения, причем они руководились лишь инстинктом и не имели представления о
современном браке. Оранг-утанги, живущие в моногамии, не имеют понятия о
современном браке, и инстинкты наиболее свойственны им, чем первобытному
человеку. Но индивидуальные отношения и ревность составляют отличие всех высших
животных, и тем более нет поэтому основания считать первобытного человека
лишенным этих свойств.
Выдающийся этнолог, проф. О. Штоль, мой друг, вполне соглашается с
Вестермарком во взгляде на учение о промискуитете.
Как видно, в данном случае идет лишь речь о тех или иных способах
определения, причем мы видим, что Вестермак под браком понимает любовное
общение, особенно взаимный обмен женами (см. "Продолжительность брака"), другие
же принимают это за промискуитет, мы же, в свою очередь, присоединяемся к тому
мнению, что во все эпохи человеческой культуры промискуитет и проституция
сопутствовали браку. Мы смотрим на это, однако, отнюдь не как на первобытное
состояние, но как на вторичное проявление вырождения, ибо все говорит именно за
это, а не в пользу гипотезы о примитивном промискуитете.
5. Брак и безбрачие. Сватание.
В животном мире мы встречаем только у некоторых птиц по смерти супруга (у
самки, и то редко) добровольное половое воздержание. У дикарей каждый индивидуум
женится, для женщины же безбрачие или состояние вдовства уподобляется смерти.
Неженатый или незамужняя заслуживают у них презрения, причем на них смотрят, как
на колдуна или ведьму; дикарь совершенно не считает человека холостого мужчиной.
Дикари, в зависимости от такого взгляда, значительно раньше вступают в брак, чем
это принято у культурных народов, причем иногда даже раньше, чем можно было бы
ожидать оплодотворения (гренландцы). У некоторых индийцев браки совершаются
иногда на 9-м или 10-м году жизни мужчины, более же часто между 9-ю и 12-ю
годами. Некоторые цивилизованные народы, также относятся нетерпимо к безбрачному
состоянию, и поэтому венчают души людей, которые, умерши молодыми, не успели еще
пожениться. У греков взималась известная плата с безбрачных, которые у римлян
облагались значительным налогом. Безбрачие сопровождает периоды упадка нравов. У
древних германцев не было безбрачия, хотя в брак вступали они довольно поздно.
Нередко недоступная покупная цена жены являлась причиной безбрачия,
|