101
Радиотелефонное сообщение
это короткая передача информационного характера,
построенная на конкретном фактическом материале, отличающаяся высокой степенью
информативности и оперативностью. Цели ее могут быть разными: доведение до солдат
противника информации об истинном положении на том или ином участке фронта;
предупреждение о готовящемся авианалете, о радиационной или химической обстановке;
убеждение в бессмысленности сопротивления; призыв к сдаче в плен и т.д.
Время звучания радиотелефонного сообщения в эфире обычно не превышает 2 минуты. Для
него характерны привлекающее внимание начало, быстрый переход к изложению содержания,
предельная краткость, простота синтаксических конструкций, информационный официальный
стиль, ускоренный темп речи.
Радиограммы это предельно короткие передачи продолжительностью звучания при среднем
темпе речи до 1 минуты. Их структура должна быть близкой к формам радиограмм, передаваемых
противником. Они обычно содержат краткую оперативную информацию о положении дел на каком-
либо участке фронта или призывы. Радиограммы конкретны, ультимативны, отличаются
телеграфным стилем изложения. Для них характерно отсутствие глаголов-связок, предлогов,
других вспомо гательных частей речи, использование усеченных конструкций, солдатской лексики
противника.
Своеобразие психологического воздействия с помощью телевещания
Телевидение (ТВ) одна из наиболее эффективных форм психологической войны. Уже сейчас
большинство семей в развитых странах Запада и Востока владеют более чем одним телевизором.
Его роль непрерывно растет по мере расширения сети спутникового телевидения, появлением
цифрового ТВ, соединения ТВ с компьютерными сетями Интернет.
Психологическое воздействие с помощью телевещания обладает целым рядом преимуществ
по сравнению с другими формами ведения психологической войны.
Во-первых, ТВ влияет на формирование общественного мнения так, как никакое иное средство
информации. Эффект присутствия, синхронности, причастности зрителя к событиям,
происходящим на экране телевизора, заставляет его верить в правдивость подаваемого ему
материала ("лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать"). Сила этого эффекта настолько
велика, что ТВ способно вводить зрителя в заблуждение даже во время прямого репортажа.
Примером могут служить телерепортажи, транслировавшиеся с мест боевых действий в районе
Персидском заливе в 1991 г.
Во-вторых, с помощью ТВ можно показать конкретные эпизоды боевых действий,
фотодокументы, пропагандирующие мощь и превосходство своего оружия или демонстрирующие
зверства противника. Аналогично может быть сделан видеообзор международных событий,
передан репортаж о жизни сдавшихся в плен военнослужащих противника, показаны
художественные и документальные кино и телефильмы и т.п.
В-третьих, телевидение позволяет передавать факсимильным способом различные печатные
издания, в том числе листовки, в другие страны мира. Для этого телевизор оборудуют
специальной приставкой, из которой выходит лента с отпечатанной на ней информацией,
переданной на волнах телевизионного диапазона. В США и Японии уже разработаны приставки,
способные печатать информацию не на ленте, а прямо на газетном листе бумаги с двух сторон,
причем на эту операцию уходит буквально несколько десятков секунд.
В-четвертых, в случае невозможности прямой передачи на телевизионные приемники (или
ретрансляции передач) население и военнопленные могут смотреть их записи с помощью
видеомагнитофонов.
Вместе с тем телевещание имеет и слабые стороны:
для осуществления телевизионный пропаганды необходимо иметь телевизионные
передающие (или преобразующие) устройства, равнозначные по частоте кадров,
способу формирования сигнала системам ТВ страны объекта телепропаганды;
несмотря на всю распространенность ТВ в современном мире, в военное время оно
является каналом воздействия в основном на глубокий тыл противника, а также на
военнопленных. Иногда можно воздействовать на личный состав его кораблей,
находящихся в открытом море. Телепропаганда на личный состав, непосредственно
участвующий в боевых действиях, практически невозможна;
телевизионное вещание в гораздо большей мере, чем радио, подвержено влиянию
радиоэлектронных помех, которые легко создаются противником;
процесс создания пропагандистских ТВ-передач в творческом и техническом
отношениях намного сложнее, чем подготовка аналогичных по цели радиопередач.
|