Navigation bar
  Print document Start Previous page
 103 of 181 
Next page End  

103
выводов. Например, чтобы вызвать у противника сомнение в победе, словесную логику
необходимо подкрепить конкретными фактами военных поражений его войск. Так, в июле 1944
года подавляющее большинство (98 %) населения и военнослужащих Японии все еще было
уверено в благоприятном исходе войны для их страны. В марте 1945 года, после перехода
американцев к масштабным бомбардировкам, пессимизм высказывали уже 20% населения. А в
августе, когда в войну вступил СССР, число разуверившихся в победе достигло 46%.
Опыт психологической войны свидетельствует, что убеждающее воздействие целесообразно
осуществлять в следующих случаях:
1.
Тогда, когда объект воздействия в состоянии воспринять полученную
информацию. Так, в предбоевой обстановке, когда военнослужащие противника уже
сосредоточились на предстоящих боевых действиях, убеждение не будет иметь
сколько-нибудь значительной эффективности — им не до того.
То же самое можно сказать о тех случаях, когда группы военнослужащих (либо
гражданского населения) слишком возбуждены или подавлены, переутомлены и т.д.
2.
Если объект психологически способен согласиться с навязываемым ему
мнением. Поэтому равно важны правильный выбор объекта психологического
воздействия и содержание убеждающего воздействия. Как уже говорилось выше,
предрасположенность к восприятию преподносимой информации возникает у людей под
влиянием объективных условий, таких, например, как неблагоприятное развитие боевых
действий, притеснения на национальной или религиозной почве, непопулярные меры
правительства, ограничение прав и свобод личности в условиях военного времени и т.п.
Например, во время Второй мировой войны в ходе боевых действий в Северной Африке
немецкие войска использовали листовку-обращение, рассчитанную на арабское население,
недовольное колониальной политикой Франции. В листовке содержался призыв к арабам
переходить на сторону немцев. Вот ее текст:
"Мусульмане!
Пришло время сводить счеты. Сейчас тот момент, когда вы можете отомстить Франции
за все зло, которое она вам принесла, за век колонизации и тирании. Немцы не хотят вам зла.
Их враг — ваш враг. Переходите к немцам, которые никогда не приносили зла мусульманам.
Многие ваши братья, которым удалось избежать французского ада, находятся у нас в хороших
условиях.
Присоединяйтесь к нам и вы не пожалеете!
3.
Если объект способен сопоставлять различные точки зрения, анализировать
систему аргументации. Иными словами, убеждающее воздействие эффективно лишь
при том условии, что его объект в состоянии понять и оценить то, что ему
преподносится.
4.
Если логика мышления субъекта воздействия, используемая им аргументация
близка особенностям мышления объекта. Отсюда важность учета национально-
психологических особенностей объекта, всего комплекса социальных, национально-
религиозных, культурных факторов, оказывающих влияние на восприятие им
содержания пропагандистского сообщения.
5.
Если есть время убеждать. Для того, чтобы убедить людей в чем-то, особенно в том,
что выгодно противоположной стороне, как правило, требуется время. Опыт
психологической войны свидетельствует, что однократные попытки в этом случае
малоэффективны. Изменения в сфере рационального мышления людей происходят
лишь после сопоставления и обдумывания фактов, что предполагает значительные
временные затраты. Помимо этого, разнообразное содержание убеждающего
воздействия требуют многократного подтверждения различными аргументами и
фактами, что также "растягивает" процесс.
Структура убеждающего воздействия
Убеждающее воздействие обычно включает:
воздействие источника информации;
воздействие содержания информации;
воздействие ситуации информирования.
Воздействие источника информации. Эффективность убеждения в определенной мере
зависит от того, как люди, его воспринимающие, относятся к источнику информации.
В ходе психологической войны источниками информации могут выступать:
Hosted by uCoz