106
воздействия не испытывает враж дебных чувств по отношению к источнику информации и,
вдобавок, отличается низким уровнем образования. Объект в этом случае способен относительно
легко принять точку зрения источника информации. "Одностороннее сообщение" можно также
использовать для убеждающего воздействия на людей, имеющих разный образовательный
уровень.
"Двустороннее сообщение" содержит аргументы как источника информации, так и
контраргументы противника, которые предстоит разоблачить.
Такое построение текста служит побудительным мотивом к активной мыслительной
деятельности объекта, в результате чего происходит пересмотр ранее сложившихся у него
суждений.
"Двустороннее сообщение" ориентировано преимущественно на людей с высоким уровнем
образования, испытывающих потребность в сопоставлении различных взглядов, точек зрения,
мнений, оценок. "Двустороннее сообщение" в то же время как бы упреждает аргументацию
противника и создает предпосылку для выработки определенного иммунитета против его
официальной пропаганды.
Вместе с тем, недостаточно продуманное использование "двусторонних сообщений" иногда
дает результаты, обратные задачам психологического воздействия. Например, в 1944 г. немцы в
Италии распространяли листовку (рис. 27), рассчитанную на американских солдат. На левой
стороне листовки было расположено факсимиле американской листовки для немцев, на правой
немецкий ответ американцам.
Рис. 27. Текст американской листовки: "Дивизии союзников высаживаются возле Рима.
Немецкая оборона на побережье прорвана и обойдена с флангов. Начинается крупное сражение
с целью окружения".
Текст немецкой листовки: "Листовка, которую мы показываем в оригинале и в переводе, была
сброшена над нашими боевыми порядками по приказу вашего командования. Дивизии союзников
высаживаются в районе Рима!
Много дорог ведет в Рим, но для вас нет ни одной. Немецкая оборона на побережье
прорвана! Неужели и сегодня вы еще думаете, что это так? Главная линия обороны обойдена с
флангов. Вы случайно не думаете, что это наша линия обороны? Многие ваши части были
отрезаны от линий коммуникации и взяты в плен. Начинается крупное сражение с целью
окружения! Разве не вы сражаетесь спиной к морю, окруженные со всех сторон сильным
противником?"
Эта листовка не только не произвела никакого впечатления на "янки", но и причинила большой
вред германскому командованию, поскольку попала в руки немецких солдат. Им стало ясно, что
битва за Италию приближается к завершению, и что ее исход будет не в их пользу (указанные в
листовке факты от них скрывались).
* * *
Порядок расположения аргументов тоже имеет значение. В частности, целесообразно
располагать информацию, непосредственно ориентированную на изменение установки ("сильные
|